Как не завалить экзамен по химии

Как не завалить экзамен по химии

Откуда пришла идея

Таня:

Когда я создавала проект в ноябре 2018-го, то не думала о коммерции. Я обожаю химию и хотела дать себе некую отдушину. Сняла видео про метод полуреакций: на первом курсе многие студенты заваливают по нему экзамены. Подумала, что если объясню алгоритм, которому меня научили в свое время, он многим поможет понять тему и подготовиться. Я понимала, что видео нужно рекламировать, чтобы его кто-то увидел, и запустила таргет. За два дня в паблике появилось больше двух тысяч подписчиков и я стала снимать еще. А потом, через полгода, ко мне пришла идея: почему бы не сделать курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по химии — и сделала. Перед запуском курса уже появились задачи: сделать курс удобным и понятным каждому участнику.

Выбор платформы

Я выбрала ВКонтакте, потому что на этой платформе легко создавать онлайн-школу. Сделал сообщество, загрузил видео, создал беседу для обсуждения домашней работы — готово. Под отдельный учебный поток можно создавать закрытые группы в VK — так информация будет доступна только пользователям, которые непосредственно обучаются. Тоже очень удобно. Можно провести прямую трансляцию, все в одном месте, очень удобно. Загруженное видео в любой момент можно перемотать назад. После каждого занятия остается презентация, по которой можно повторить материал. На уроках в школе дети часто отвлекаются и не запоминают информацию. А тут послушал лекцию, понятную, с презентацией, все забыл. Включил еще раз, пересмотрел и запомнил.

Платно у нас выходят большие курсы для подготовки к ЕГЭ к ОГЭ. Также мини-курсы, например «фундамент химии» для 7-8 классов.

У химии слоистый характер изучения: каждый новый урок накладывается знаниями на предыдущий. В курсах мы ведем ученика от начала и до результата. У нас программа как в профильной школе, только все перенесено в онлайн.

Для открытого пользования я снимаю хаотичные видео-уроки на темы, которые мне нравятся. Делаю это бесплатно и со всей душой. А курсы — это именно система обучения.

Сколько длятся занятия

Для каждой группы мы делаем новые видео, совершенствуем каждый урок. Мы можем за два часа до занятия снять материал и выложить. Иногда это запись с экрана презентации, иногда у доски. Некоторые уроки проводим в трансляции: разборы, вебинары. Используем функциональность в зависимости от нужд. Самый большой курс длится восемь месяцев. Один урок от тридцати пяти минут до полутора часов, зависит от темы. Ученику нужно выделить время на трансляцию и на домашнее задание. С учетом домашнего задания в неделю это 7-8 часов. Быстро с нами к экзамену не подготовиться. С самого начала, если у ученика нет никаких знаний, — это минимум восемь месяцев, а лучше два года.

Обратная связь

Для каждого домашнего задания создается отдельная ветка обсуждения. Если ученикам что-то непонятно в лекции или задании — задают вопросы. Некоторые пишут в личные сообщения. Домашние задания отправляют туда же, в обсуждения. Мы их проверяем и делаем общий разбор. Максимальная обратная связь.

Некоторые ученики писали, что после наших курсов сдали ЕГЭ на 80-90 баллов при подготовке с нуля. Это очень хорошо, если учитывать, что они были с нами только восемь месяцев — минимальный срок, за который можно изучить химию. Некоторые написали на средний балл — 60-70 баллов. Сказали, что тоже очень рады и проходят в вузы. Десятый класс я сделала только в прошлом году, и сейчас ребята в одиннадцатом. Как сдадут пока не знаю.

Целевая аудитория

Основная целевая аудитория — это ученики 10-11 класса. Дальше побочная: те, кто сдают ОГЭ, и ученики 7-8 классов. Меньше всего к нам обращаются родители — процентов двадцать. В основном дети к нам приходят сами, а родители только платят. Некоторые дети даже оплачивают курсы из своих карманных денег. Я специально делаю контент именно для детей, чтобы вовлечь их в химию и показать, какая это прекрасная наука.

Когда мы проводили курс «химия для всех», на него записалось несколько преподавателей химии. В отзывах они писали, что хотели разнообразить свои занятия с учениками и почерпнуть что-то новое.

Сейчас думаю расширять и углублять ЦА: искать тех, кто интересуется олимпиадной и студенческой химией.

На начальном этапе я очень четко прописала всю целевую аудиторию: вышло на пятьдесят страниц. Слышала, что 10 руб. за одного подписчика — это дешево. У меня есть скриншот из рекламного кабинета, где видно, что 400 подписчиков мне обошлись в 50 копеек за человека. Видимо я сильно попала в ЦА, поэтому паблик начал расти быстро и дешево. Потом уже, когда народ набрался, люди стали приходить сами.

Фото:из личного архива

Как устроена внутренняя работа

«Учим химию» — мой проект. С остальными преподавателями я сотрудничаю. Собираю талантливых, сильных химиков и с ними делаю крутые продукты. Все остальное делаю сама, в том числе бухгалтерию. Это конечно, плохо: нужно найти больше людей. Я окружила себя только химиками, а нужно еще продажниками, таргетологами. Когда мне что-то надо, и я это делать не хочу, я плачу за аутсорсинг. Сейчас думаю расширяться: находить дополнительных людей и делегировать им задачи.

Если на кону школьный аттестат

Начнем с самой провальной ситуации: если ребенок не преодолел минимальный порог баллов по русскому языку и математике, необходимый для получения школьного аттестата. В таком случае возможности открываются следующие:

  1. Подать апелляцию. Этот вариант подходит лишь в том случае, если ребенок уверен, что выполнил какие-то задания правильно, а их не засчитали.
  2. Пересдать в резервный день. Такая возможность есть у тех, кто не набрал достаточно баллов именно по обязательным предметам, т. е. по математике и русскому языку. С 2019 года для экзамена по математике можно выбрать только один уровень – или базу, или профиль. Если за профиль не получилось набрать 27 проходных баллов, то выпускник может изменить уровень и пересдать в резервные сроки, чтобы все-таки получить аттестат. 
  3. Пересдать в сентябре. Для выпускников, у которых и во второй раз не получилось преодолеть минимальный порог по обязательным предметам, назначают дополнительные даты для пересдачи в сентябре. Это последняя попытка получить школьный аттестат в текущем году. Естественно, поучаствовать во вступительной кампании в вузы в этом году школьник в таком случае не сможет.
  4. Пересдать в следующем году. Если сентябрьская попытка тоже не венчается успехом, школьнику дают справку об окончании школы. За аттестатом он может вернуться через год, подготовившись к ЕГЭ получше, и снова попытаться сдать их хотя бы на проходные баллы (24 – русский, тройка – математика).

Не стоит забывать, что у одиннадцатиклассника все еще остается аттестат о базовом 9-летнем образовании, даже если аттестат об окончании 11 классов ему получить не удастся. Соответственно, он может сделать следующее:

  1. Поступить в ссуз. Для этого достаточно базового образования и результатов ОГЭ, который был сдан два года назад. Можно найти колледж по профилю, который интересен выпускнику, с не слишком высокими требованиями к абитуриентам. Если впоследствии ваш ребенок захочет все же получить высшее образование, никто не помешает ему попытаться это сделать, но он уже будет иметь профессию.
  2. Отложить поступление на год. За этот год можно, во-первых, лучше подготовиться к ЕГЭ (как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору). Во-вторых, в условиях отсутствия спешки лучше понять, чем ребенку действительно хочется заниматься, в каком направлении ему лучше получать образование (если ему это вообще нужно). В-третьих – устроиться на работу, на которую принимают без образования и опыта, начать обеспечивать себя, стать более самостоятельным и взрослым человеком.

Очень многие ребята, которые смогли сдать ЕГЭ и поступили туда, куда планировали, на первом-втором курсах разочаровываются в своем выборе. Сложно точно определить свой путь, когда тебе всего 16-17 лет. Не говоря уже о том, что далеко не всем нужно высшее образование: есть много отличных профессий, представители которых любят свое дело, хорошо зарабатывают и без пресловутой «корочки».

Если ребенок не сдал предметы по выбору

Другая ситуация – когда со школьным аттестатом все в порядке, а вот с ЕГЭ по предметам по выбору не все гладко. В этом случае варианты следующие:

  • Подать апелляцию. Вариант подходит только при наличии уверенности в своей правоте.
  • Пересдать в резервный день. Увы, в отличие от обязательных предметов, пересдать дополнительные можно только в том случае, если школьник пропустил день проведения основного этапа по уважительной причине (болезнь, ДТП или другой инцидент в этом духе, ЧП на месте проведения ЕГЭ, смерть близкого родственника). Пересдача также разрешается, если в пункте проведения экзамена были допущены организационные нарушения, подтвержденные апелляционной комиссией.
  • Поступить в вуз с меньшими требованиями, если баллы низкие.
  • Воспользоваться льготами. Некоторые категории инвалидов имеют право на поступление в вузы без ЕГЭ. Особые привилегии действуют также для победителей Олимпийских, Сурдлимпийских и Паралимпийских игр, Всероссийской олимпиады школьников, международных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам. Обычно у «олимпийцев-предметников» (не спортсменов) проблем с ЕГЭ не возникает, но не отметить, что есть еще и такой вариант, было бы неправильно. 
  • Поступить в зарубежное учебное заведение. Естественно, за границей колледжи и вузы не принимают к рассмотрению ЕГЭ – они проводят собственные экзамены. Этот вариант подходит тем, кто хорошо знает иностранный язык или готов его изучить.
  • Поступить в ссуз. С аттестатом об окончании 11 классов в колледжах учиться на год меньше, чем после 9 класса. При желании после этого можно все же поступить в вуз или начать работать по специальности.
  • Отложить поступление на год. За это время можно лучше подготовиться к профильным ЕГЭ, лучше понять себя и осознаннее выбрать будущую профессию, устроиться на работу, стать более самодостаточным человеком.

Еще один альтернативный вариант, который подходит и для выпускников без школьного аттестата: пройти курсы, обучающие какой-либо профессии. Они могут быть платными или бесплатными, и в любом случае могут стать стартом для успешной карьеры.