Как не готовясь к экзаменам сдать их хорошо

Как не готовясь к экзаменам сдать их хорошо

Возможно ли подготовиться к ЕГЭ за месяц

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Многое зависит от уровня подготовки абитуриента по определенному предмету, его индивидуальных особенностей, мотивации, способности быстро усваивать материал.

Понятно, что если ученик не уделял предмету должное внимание в объеме школьной программы, поменять ситуацию кардинально за короткий срок не получится. Однако есть несколько приемов, как сконцентрировать внимание на подготовке и получить максимальный результат даже за один месяц.

Подготовка к ЕГЭ

Сосредоточиться на главном

Месяц — достаточный срок, чтобы подтянуть слабые места и недоработки. Для этого нужно:

  • Проанализировать весь предыдущий период подготовки к ЕГЭ.
  • Уделить особенное внимание предмету, результат которого самый важный.
  • Выявить темы, на которые было потрачено меньше сил.
  • Определить самые тяжелые задания.

Оставшееся до экзамена время лучше распределить на то, что еще можно исправить и проработать.

Использовать школьные знания и опыт

В любой школе подготовка к государственной аттестации начинается задолго до окончания учебы. Особенно активно она идет в выпускном классе. Уделяя больше времени учебе в последний год, можно многого достичь и успешно подготовиться к любому экзамену.

Если времени все же не хватило, подготовку к ЕГЭ рекомендуется начать с повторения базы, основных тем по предметам. Есть смысл взять учебники предыдущих классов, в которых материал изложен подробнее и проще.

Полезно использовать опыт прошлых лет и узнать, в каких темах из года в год выпускники допускают больше всего ошибок.

Систематизировать информацию

При одновременной подготовке по нескольким предметам нередко возникает путаница, один материал наслаивается на другой. Поэтому информацию лучше систематизировать. Один из самых простых способов — использовать пометки, цветные обозначения при помощи стикеров, маркеров. Мозг человека хорошо воспринимает цветные элементы, изображения. Такие яркие сигналы надежно оседают в памяти и могут стать прочным фундаментом ответа на экзамене.

Найти свои сильные стороны

Кроме традиционного заучивания текста, существует множество эффективных методик и способов подготовки к экзамену. Если ученик еще не придумал собственную схему работы с информацией, то подготовка к ЕГЭ хороший повод сделать это.

Каждый человек обладает собственной спецификой памяти. Кто-то лучше усваивает информацию на слух, другой быстро запоминает увиденное. Как определить свои сильные стороны:

  • Если текст услышанной песни или прослушанная лекция запоминается легко, это означает, что хорошо развита слуховая память. Лучший вариант подготовки для такого ученика — читать текст вслух, пересказывать и тщательно проговаривать информацию. Рекомендуется начитывать свои конспекты на диктофон — такой материал будет легко прослушать и вспомнить самое необходимое.
  • При визуальном типе памяти достаточно нескольких взглядов на страницу с текстом, чтобы сказать, в какой части параграфа находится нужное определение. Запоминанию способствуют пометки, подчеркивания и маркировки основных моментов изучаемого текста. Они помогут быстро восстановить в памяти материал.
  • Человеку с тактильной памятью идеально подойдет ассоциативный способ запоминания. А вот долгий процесс чтения способен показаться монотонным и скучным. Полезно делать визуальные карточки, на которых можно записать нужную информацию. Такой подход особенно эффективен при запоминании математических формул, слов иностранного языка, определений, правил.

Определив свой тип памяти можно легко составить собственную методику изучения информации, которая пригодится будущему студенту.

Определить контрольные точки

В решении логической шарады одна найденная подсказка тянет за собой цепочку следующих, открывает доступ к новой информации. Это свойство можно использовать при подготовке к ЕГЭ за месяц. Иногда запомнить весь объем прочитанного текста просто невозможно. Лучше разбить его на смысловые отрезки и выделить в каждом основную мысль. Именно она и станет той подсказкой, опорной точкой, зацепившись за которую, можно легко вспомнить весь материал при сдаче экзамена.

Повторение

Человеческий мозг быстро приспосабливается к повторяющимся действиям. Хороший пример — движение по одному и тому же маршруту. Это же правило можно использовать в сфере запоминания информации: повторяющийся текст прочно засядет в голове даже против воли. Перечитанный несколько раз материал переходит в стадию долговременной памяти и его легко будет воспроизвести на экзамене.

Понизить уровень стресса

С приближением даты экзамена увеличивается чувство ответственности, тревога, которые мешают сосредоточиться на повторении материала, мешают подготовке. Все уговоры, что здоровье важнее экзамена, бесполезны. Но можно значительно понизить уровень стресса. Несколько советов как это сделать:

  • Соблюдать режим сна. Оптимальное время сна — 7-8 часов. Из-за недосыпа появляется апатия, агрессия, вялость и другие явления, негативно сказывающиеся на учебе. Ночь перед экзаменом — самое напряженное время в жизни абитуриента. Хочется повторить как можно больше. Однако полное пренебрежение сном может сказаться плохо на результате. Здоровый сон принесет больше пользы и упорядочит мысли.
  • Подготовку к экзаменам чередовать с другими делами. Не нужно исключать из своего графика спорт, общение с друзьями, семьей, просмотр фильмов и дела по дому. Расписание должно гармонично сочетать учебу и остальную деятельность.
  • Не накручивать себя. Нет ничего полезного в том, чтобы собирать слухи и обсуждать неудачи своих друзей и знакомых на экзаменах прошлых лет. Лучше настраивать себя на успех, опираясь на полученные знания.
  • Попробовать технику тайм-менеджмента. Она предполагает работу с таймером. Например, установить его: 40 минут работать, 20 отдыхать. Большую тему можно разбить на маленькие части, каждую из которых легко выучить за установленное время. Такой метод поможет заставить усадить себя за работу и сконцентрироваться.

Мозг человека устроен так, что на фоне стресса новая информация усваивается плохо. Справляясь с ним, ученик повышает шансы успешно сдать экзамен.

Потренироваться в реальных условиях

Пробный экзамен поможет понять, на каких темах по конкретному предмету нужно сосредоточиться в первую очередь. Его можно сдавать онлайн на специальных сервисах или в Центрах независимой диагностики, которые есть во многих городах России. Полученный результат не засчитывается на экзамене, однако дает возможность ученику попробовать свои силы и пройти всю процедуру от начала и до конца. Кроме того, результат покажет существующие пробелы и слабые места, на которых нужно сосредоточиться в последний месяц перед ЕГЭ.

Моделировать поведение на экзамене

Чтобы на экзамене хватило времени на выполнение всех заданий, нужно продумать свое поведение:

  • Заранее узнать, какие предметы понадобятся на экзамене.
  • Убедиться, что ручка пишет.
  • Распределить время. Определить, какие задания важнее и уделить им больше внимания. Иногда полезно пропустить пункты, которые не удалось решить сразу и пойти дальше.

Правильное поведение на экзамене поможет сконцентрироваться на выполнение заданий и получить лучший результат.

Как подростки относятся такому формату экзамена?

Мы провели онлайн-опрос среди учащихся в Skyeng. Школьники 9-10 классов поделились своими впечатлениями и советами, как учителя могут помочь им не только в изучении материала, но и как справиться со стрессом. 

90% считают, что такие экзамены совершенно не дают никаких знаний. Это просто “зазубривание материала”, “практически бесполезно” и “кошмар”:) Однако, есть ребята, которые понимают, что это отличный тренажер для борьбы со страхом и дискомфортными ситуациями”. Такой философский подход к экзаменам радует. Однако грустно осознавать, что ученики относятся к этому не как к получению знаний, а как к механической работе, которую нужно технически правильно выполнить. 

Как проходит подготовка?

60% опрошенных выпускников готовятся с репетитором и в школе. 40% учеников готовятся дома сами. В школе помогают не по всем предметам. Чаще всего практически не уделяют достаточного внимания на подготовку к английскому, а отдают предпочтение двум обязательным экзаменам. По русскому языку и математике ребята пишут пробные задания и разбирают тесты. В некоторых школах учителя выделяют дополнительно одно занятие в неделю на подготовку к экзамену по английскому. 

Большинство подростков уверены, что можно сдать экзамен без помощи репетитора, но их останавливает страх – в школе мало рассказывают, как всё будет происходить. Поэтому школьники идут заниматься к тем учителям, которые понимают, как проходит весь процесс экзамена и рассказывают об этом на дополнительных уроках.

Как ученики оценивают свои силы?

Ребята, которые уже сдавали ОГЭ, чувствуют себя более уверенно и понимают, что в любом случае наберут проходной балл и выше. Сомнения появляются у ребят, которые не проходили ОГЭ, так как его не было в 2020 году из-за пандемии. В среднем все опрошенные говорят, что сдадут на 75 из 100 и выше. 

Многие не боятся провалить экзамен, а, наоборот, уверены, что всё получится. Однако страх не набрать баллов для поступления, таится где-то в глубине. 

Какая царит атмосфера в преддверии экзаменов?

Все ответили, что в школе никто из учителей не давит на них по поводу экзаменов. Все учитывают, что это дело каждого ученика. В 90% случаев учителя верят в силы школьников и их успех при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Однако, мало кто искренне мотивирует и поддерживает. В школе скорее укажут на ошибки, чем подбодрят и придадут сил похвалой за успехи. 

Эффективные стратегии поведения

Существует категория особо впечатлительных студентов, которые моментально опускают руки и отказываются от обучения в университете из-за неготовности к сессии. Это категорически запрещено делать. Человеческий мозг – очень сложная система, и не секрет, что в критической ситуации он способен выдать удивительную логическую цепочку размышлений. Ученые доказали, что во время стресса человек может вспомнить любую информацию, которая хранится в его памяти, а для студентов экзамен как раз таковым и является.

Чтобы не упасть в грязь лицом на экзамене, рекомендуется сперва составить план действий. Его составляющие зависят от времени, оставшегося до испытания:

  • Если важный экзамен будет через неделю, то нужно успокоиться и планомерно готовиться к нему. Этого времени должно быть достаточно для изучения базового материала по любой дисциплине. Первый день подготовки нужно посвятить поиску ответов на вопросы. Затем наступает пора детального изучения материала. Последний день всегда нужно оставлять для повторения пройденного.
  • Если до экзамена остаются сутки, самым оптимальным вариантом будет изготовление шпаргалок. Во-первых, во время поиска и отбора информации студент будет ее незаметно запоминать. Во-вторых, шпаргалки будут в качестве подстраховки и заставят учащегося вести себя более уверенно. Нет смысла углубляться в материал и читать сразу все ответы. В этом случае студент просто не успеет подготовиться нормально, а из-за большого объема информации и голове будет одна каша.
  • Если неожиданно для учащегося экзамен начнется через несколько часов, то остается в авральном режиме вспомнить все, что он когда слышал на лекциях, а также заручиться поддержкой однокурсников. Можно постараться сделать шпаргалки по самым сложных вопросам. И уж точно нужно придумать вескую причину своей неготовности. Времени для этого будет предостаточно.

Не рекомендуется пропускать экзамен. В этом случае администрация учебного заведения может отказать в пересдаче. Иногда разрешается отпроситься заранее. Это даст больше времени на подготовку, но спрос со студента будет выше.

Важно понимать, что по некоторым предметам для получения удовлетворительной оценки достаточно выучить главные правила, формулы или даты. Это можно сделать за одну ночь.

Популярные хитрости и советы

Если до экзамена остался один день, а студент не владеет даже базовыми знаниями по предмету, то ему остается следовать простым рекомендациям:

  1. Нужно отказаться от всех отвлекающих факторов и посторонних дел, чтобы оставшееся время потратить на запоминание азов дисциплины. Если студент их знает, что адекватный преподаватель уже не поставит ему «двойку». Такая форма подготовки нередко помогает на тестировании.
  2. Ночь накануне экзамена нужно провести в постели. Психологи настоятельно рекомендуют хорошенько выспаться и дать мозгу отдохнуть, а нервам – восстановиться. Это поможет на утро сконцентрироваться и быть собранным на экзамене, повысить уверенность в себе.
  3. Перед выходом из дома в ВУЗ важно выпить максимальное количество воды. Причем лучше выпить крепкого чая, чем насыщенный кофе. Для улучшенной работы мозга рекомендуется съесть черный шоколад с орехами. Запрещается в любых количествах: выкуренные сигареты и выпитый алкоголь. Они действительно успокоят нервы, но параллельно снизят концентрацию.
  4. Перед самим экзаменом следует разузнать побольше об экзаменаторе, если студент с ним лично не знаком. Для студента в этом смысле важны все мелочи. Если педагог строгий и внимательный к списывающим, то придется получше спрятать шпаргалки и обойтись без шуток. Если экзаменатор любит отвлекаться по пустякам и постоянно выходить из кабинета, то можно расслабиться, поставить шпаргалки и конспекты поближе. Есть преподаватели, которые просто любят поговорить на разные темы. Таких легко уболтать на хорошую оценку.

Порядок проведения устного зачета

Для начала давайте разберемся, как проходит устный зачет. Обычно преподаватель делит студентов на группы по 5-6 человек. Каждый из них тянет билет, который содержит 2-3 вопроса (в зависимости от предмета). Молодым людям дается время на подготовку. За 20-30 минут они могут обдумать вопросы и записать на них краткий ответ. После беседы с экзаменатором студент покидает аудиторию, а ему на смену приходит другой.

Следующий этап – непосредственное общение с преподавателем. Оно может оказаться сложным и зависеть от:

  • посещаемости лекций;
  • уровня знаний студента;
  • личных взаимоотношений с экзаменатором.

Тот, кто справился с подготовкой первый, идет общаться с преподавателем. Зачитав вопрос, студент дает на него максимально исчерпывающий ответ. В процессе общения опытный учитель понимает, понимают молодые люди предмет или нет. Если отвечающий спокойно излагает информацию и демонстрирует хорошие знания, его могут прервать и попросить перейти к следующему вопросу. Чтобы проверить, имело ли место списывание, преподаватель может задать уточняющие вопросы по теме.

Мнение о том, что экзаменатор делает все возможное, чтобы «утопить» отвечающего, ошибочно. Поняв, что студент ориентируется в материале, преподаватель может «вытянуть» его наводящими вопросами. Поэтому, если молодые люди посещали лекции и исправно вели конспекты, проблем со сдачей зачета не возникнет.

Беседа с преподавателем: как наладить контакт?

Преподаватели – тоже люди. У каждого свой характер, манера поведения, принципы, личные качества. Об этом нужно помнить всегда. Чтобы беседа с экзаменатором была направлена «в нужное русло», предлагаем несколько рекомендаций студентов «со стажем»:

  1. Дресс-код или что одеть на зачет. Глубокие декольте, обтягивающие мини-юбки, рваные джинсы, яркие толстовки – это не одежда для встречи с преподавателем. Студент должен уважать свое учебное заведение и его правила, поэтому для похода на зачет нужно выбирать строгий деловой стиль. Девушкам важно «не переборщить» с макияжем. Хоть многие считают, что яркая внешность способна отвлечь учителя от отсутствия знаний по предмету, но на самом деле это не так.
  2. Доброжелательный тон и деловое общение. Зачет – не дружеская беседа за чашечкой кофе. Даже если в процессе учебы с экзаменатором сложились хорошие отношения, молодым людям нужно внимательно следить за речью. Вежливое и уважительное отношение обязательно будет оценено преподавателем. Но тут важно «не переиграть». За время работы в ВУЗе люди не только совершенствуют свои знания и передают их другим, но и становятся хорошими психологами. Неискреннее отношение чувствуется сразу. Об этом нужно помнить всегда.
  3. Правильное построение ответа. Не существует четких правил оформления ответа на вопросы билета. Каждый студент пишет так, как ему удобно. Можно изложить всю информацию, зафиксировать тезисы, подготовить план. Главное, чтобы в беседе с преподавателем было понятно, что отвечающий знаком с материалом. Хорошо, если в процессе разговора студент затронет тему, связанную с вопросом билета. Это позволит продемонстрировать его интерес к дисциплине и глубину знаний.

Зачет – это лотерея. Его успешная сдача часто зависит от простого везения. У каждого опытного студента есть история о том, как он умудрялся выбирать единственный не выученный билет. Главное – не теряться и помнить, что в голове все равно осели какие-то знания. Паника – не лучший помощник для отвечающего. Ели удача повернулась к вам спиной, попробуйте вспомнить что-нибудь, связанное с вопросом билета. Преподаватели тоже не любят тратить время на переэкзаменовки. Если учитель почувствует, что какие-то знания в голове студента есть, он предпримет все силы, чтобы «достать их оттуда».

Как справиться с волнением на зачете?