Как не бояться экзамена по математике

Как не бояться экзамена по математике

Содержание

Как не волноваться перед экзаменами? Советы опытного экзаменатора

Так все думают.

Что делать?
Брать в союзники главного врага — самого учителя. Какими бы ни были сложными ваши отношения, он всегда пойдёт к вам навстречу, если вы обратитесь к нему за помощью по поводу его предмета. Просите его давать дополнительные задания, всё, что угодно. Во-первых, вам это поможет реально помочь, учителю виднее, где у вас проблемы в знаниях. Во-вторых у вас наладится контакт, вы будете меньше нервничать на его уроках, а он — перестает придираться. Ты выровняешься и забудешь об этой проблеме вообще. Условие одно: заниматься и выполнять всё, что задаст учитель. Сами понимаете.

Проблема №5: "Я всё учил(а), знал(а), а когда вызвали отвечать — забыл(а)"
Ну что же, вы встретились с такой взрослой проблемой, как страх публичных выступлений. Волнение, мысли о том, что на тебя смотрит весь класс и преподаватель, лишают вас уверенности в себе. Голова становится пустой, ни одной мысли ни приходит на ум. Но к вечеру вы готовы рассказывать текст страницами, не сбиваясь, и оказывается — вы всё помните. Всему виной — страх публичных выступлений и неправильная подготовка.

Что делать?
Всё очень просто — вам не стоит учиться в одиночку. Разобрались в материале, выучили что-то, решили задачу — молодец. Вам нужно сразу кому-то это рассказать. Так вы поймёте, что из материала уяснили хорошо, а что не очень. Вашими помощниками станут родители и ближайшие друзья. Кстати, если они же — твои одноклассники, вы отлично поможете друг другу — слушая один и тот же материал друг от дружки, вы дополнительно запоминаете его.

Вот все и позади! Выпускники 2011-го, в том числе и я, сдали экзамены и уже наслаждаются отдыхом и летом. Прошел целый год напряженной работы, страхов, переживаний, бессонных ночей. От одного только слова «ЕГЭ» бросало в дрожь.

В последний месяц слышать его приходилось раз десять в день. Многочисленные разговоры вокруг этого экзамена пугали, нагнетали панику, порождали неуверенность в себе. Единственное желание – сдать побыстрее. Уже не важно, с каким результатом, лишь бы сдать, перейти порог. Не было времени даже купить выпускное платье. «Сейчас не до этого!» – заявляли многие, а в последние дни перед балом сломя голову искали себе наряд. Именно эти ощущения охватывали и меня. Но были одноклассники, которые особо не переживали. «Прорвемся!» или «Все мы сдадим!» – говорили они. И действительно, прорвались, весь класс получил аттестаты!

Страшнее всего идти на первый экзамен. После бессонной ночи я отправилась сдавать литературу. Оказалось, все не так ужасно. Получив экзаменационные бланки, все вздохнули с облегчением. Почти не удавалось переговариваться друг с другом, да и знакомых в аудитории не оказалось.

Как не бояться экзаменов

Надеяться пришлось только на себя. И остальные экзамены прошли «как по маслу». Единственное, что волновало, – объявление результатов. Узнали баллы спустя 10-12 дней после ЕГЭ. А по некоторым предметам – лишь только на выпускном вечере. Это как если больной придет к врачу, ему измерят температуру, но не поставят диагноз, пока не измерят ее у всех больных и не высчитают среднюю.

Кто-то, как я, доволен результатами, а кто-то сетует на себя или на всю систему образования. ЕГЭ сегодня уже является делом совершенно привычным. После сдачи всех экзаменов у меня коренным образом изменилось к нему отношение (раньше я видела в ЕГЭ только минусы). Что касается русского языка, то я считаю экзамен идеальным. По математике, по мнению многих одноклассников, необходимо заменить некоторые задания на более легкие. Какой смысл давать задания, которые не только медалисты, но порой и сами учителя решить не могут?

Один из самых значимых плюсов ЕГЭ – возможность абитуриентам из маленьких городов поступить в лучшие вузы страны. Экзамены нужно сдавать только раз – в школе, таким образом, в середине июня уже все свободны.

Противники ЕГЭ в основном говорят о необъективности результатов и невозможности оценить реальные знания учащихся по тому или иному предмету. Что касается тестовых частей, то здесь можно дать правильный ответ методом «тыка». В особенности критиковали ЕГЭ по литературе. Одноклассники в один голос заявляли, что литература – творческий предмет, а экзамен убивает творчество, мешает абитуриентам раскрыть все способности. Проверка сочинений вообще очень субъективна. Ученики, у которых нестандартное мышление, собственный взгляд на многих героев книг и их поступки, на ЕГЭ могут просто провалиться. Почти все знакомые мне филологи разделяют эту позицию. Мой учитель литературы, например, считает, что экзамен должен проходить исключительно в устной форме.

Следует также отметить, что времени почти никому не хватает. Я была свидетелем того, как девушка написала все пять заданий в черновике, но два из них не успела переписать в экзаменационные бланки. Как это обидно! А еще я не согласна с тем, что сертификат с результатами действителен всего лишь два года, затем необходимо опять сдавать экзамены.

С появлением новой итоговой аттестации выпускников появились надежды, что коррупция в стране исчезнет. Но разве в практике ЕГЭ отсутствуют мошенничество и подтасовка результатов? Стоит вспомнить историю, произошедшую в этом году в Москве, где студенты МФТИ сдавали экзамен по математике за школьников. А сколько аналогичных случаев, о которых ничего не известно?

На мой взгляд, главный минус экзамена – это стресс, которому подвергается большинство тех кто его сдает, а также родителей.

Одним словом, чего больше у ЕГЭ – плюсов или минусов, сказать сложно. Вероятно, система будет модернизироваться, и годы покажут, насколько она эффективна. Единственное напутствие, которое мне, как человеку, сдавшему экзамен, хочется дать будущим одиннадцатиклассникам – не бойтесь ЕГЭ! Не слушайте учителей, которые вас запугивают, говорят, что вы не сдадите. Сдать – реально, только нужно приложить максимум усилий.

ЕГЭ в Ставропольском крае.

Фото: Александр ЦВИГУН

Кристина ГАЗАРЯН

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Если вас преследуют кошмары или вы не можете спать по ночам, волнуясь о грядущем ЕГЭ или ОГЭ, то эта инструкция поможет преодолеть вам ваши страхи!

1
Прежде всего разберитесь в себе. Почему вы чувствуете тревогу?

Как перестать бояться сложного экзамена?

Вы плохо подготовлены и боитесь плохо сдать экзамен? Быть может, виной всему шумиха, раздуваемая прессой? Возможно, вы хотите оправдать надежды родных, возложенные на вас? Или преследует чувство, что именно сейчас решается ваша судьба?
В любом случае ваш страх оправдан и не стоит себя корить за него. Ведь все нервничают перед самыми важными событиями в жизни: перед свадьбой, рождением ребенка, первым выходом на работу. Страх — помощник, помогающий осознавать важность события, которое вот-вот произойдет с вами. Вам приходилось, наверное, слышать, как люди, испугавшись, развивали невиданную скорость, пролезали в очень узкие щели, взлетали одним махом на высоту своего роста. Поэтому не стоит стремиться избавиться от страха вообще: как и все, что дано нам природой, он имеет свое назначение и полезен.
2
Накануне экзамена постарайтесь расслабиться. Хорошо отдохните: сходите на прогулку с друзьями, помедитируйте или посмотрите комедию. Возможно, вам на пользу будет разговор с родными, которые расскажут о том, как они сдавали экзамен, поделятся своими впечатлениями, опытом, советами. Если вдруг вы чувствуете, что страх парализует, и вы не можете ни о чём другом думать, то лучше поговорите с родителями. Возможно они предложат более эффективные средства для преодоления страха.
3
Игнорируйте или даже избегайте людей, которые склонны поднимать панику по поводу этих экзаменов. Жизнь есть после ЕГЭ и ОГЭ! Это доказано наукой и миллионами тех, кто их сдал! А раз так, то у вас будет бесчисленное количество возможностей изменить, исправить, улучшить свои результаты. Подумайте о том, что экзамен лишь одно из многих испытаний в вашей жизни, которые были и будут.
4
Обязательно хорошо выспитесь накануне экзамена. Постарайтесь перед ЕГЭ или ОГЭ позавтракать, но не слишком плотно. Будьте в хорошем расположение духа, настройтесь на победу!

Теги:егэ, огэ

Главная → Психология

Боязнь сцены, страх сдавать экзамены

Боязнь сцены, страх сдавать экзамены

В каких случаях возникает?

Сдача экзаменов и тестов не очень приятная процедура, но это является неотъемлемой частью нашей жизни. Уже в детском саду дети должны учить стихи или играть в спектаклях. Позднее начинаются различные проверки, во время которых оцениваются наши школьные или профессиональные знания. У многих людей подобные проверки вызывают страх. Похожие ощущения могут спровоцировать и ситуации, не связанные со сдачей экзамена или проверкой навыков. Например, для некоторых людей спросить в общественном месте, где находится туалет, является самым настоящим испытанием. Представители различных видов искусства, например, актеры, перед выступлением испытывают беспокойство, у многих возникает так называемая боязнь сцены.

Как проявляется?

Паническая фобия сцены проявляется по-разному. Под действием страха изменяется душевное и физическое состояние, реакции и действия человека. Страх тесно связан с чувством незащищенности и повышенной раздражительностью. Тело напрягается, затылок становится ригидным, человек плохо спит. Людям, испытывающим страх, трудно сконцентрироваться. Их мысли как будто блокируются, они ничего не замечают или просто-напросто забывают все, что выучили. Часто люди, стремясь не думать о предстоящем серьезном тесте, принимают успокаивающие лекарства, а нередко и алкоголь. Каждый человек переживает боязнь экзаменов или сцены по-своему. Кроме того, нередко люди, ожидающие тех или иных жизненных испытаний, опасаются абсолютно разных вещей. Одни боятся готовиться к экзамену, другие — самой проверки, третьи — экзаменатора. Чаще всего люди опасаются, что не сдадут экзамен, не верят в свои силы, стесняются.

Боязни сцены и экзаменов можно «научиться». Если родители испытывали сильное волнение перед экзаменами, то страх может проявиться и у ребенка, который подсознательно будет следовать их реакциям и поведению.

Причины развития фобии

Многие люди перед экзаменом или публичным выступлением испытывают страх, и это естественно. Однако иногда чувство страха настолько велико, что человек, несмотря на хорошую подготовленность, не способен ясно мыслить и действовать. Страх словно парализует человека. Как правило, человек боится не самого экзамена, а его последствий. Он беспокоится о том, как его знания и умения будут оценены экзаменатором, публикой или критиками. Страх усиливается и в тех случаях, когда преувеличиваются значение и последствия предстоящего экзамена или выступления. Перед экзаменом человек должен попытаться избавиться от мрачных мыслей и ориентироваться исключительно на хороший результат и успех. Ведь не секрет, что сегодня неспособность справиться с работой приравнивают к катастрофе. Подавить чувство страха может помочь воспоминание о самом грустном событии в жизни. Если вы подумаете, например, о последствиях страшной катастрофы, то поймете, что неудача на экзамене — это еще не конец света.

Какие эмоции способен испытывать человек? Согласно К. Зарду, существует 10 основных эмоций: радость, заинтересованность, возбуждение, удивление, грусть, злость, презрение, страх, стыд, чувство вины.

Страх перед экзаменом — как преодолеть

Большинство из них проявляются уже в грудном возрасте. Некоторые психологи рассматривают любовь как отдельное чувство, другие утверждают, что «это сочетание радости, заинтересованности и возбуждения».

Как побороть свои страхи?

  • В первую очередь необходимо научиться воспринимать страх как нормальное явление.
  • Очень хорошо подготовиться к экзамену.
  • Необходимо выяснить для себя истинную причину боязни выходить на сцену.
  • Подумать, какие аргументы могли бы помочь успокоиться.
  • Как только возникнет сильное волнение, необходимо все время думать только о хорошем.
  • Если Вы не можете побороть свою боязнь, то поговорите с друзьями или обратитесь к психологу.
  • Надо научиться воспринимать страх как явление, которое помогает совершенствоваться.

Другие статьи по теме:

Боязнь летать, авиафобия

Боязнь высоты

     ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

     Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании модели адекватного отношения к подготовке и проведению экзаменов. При подготовке к экзаменам, нужно обязательно верить в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести на нет все действия.

     Если ты думаешь про себя: "У меня слабая память!", "Я неспособна к математике!" или "Я этот экзамен не сдам никогда!", то распоряжение, отданное твоим нервным центрам, ослабленное. И нет ничего удивительного, что все идет с трудом. Странно, если бы было иначе. Так что плохих оценок самого себя надо решительно избегать. 

 
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ? СОВЕТЫ ПЕДАГОГА

Начнем с утверждения, что экзамен — это попросту проверка того, что ты умеешь… С ответа самому себе на этот вопрос, очень важный вопрос, надо начинать подготовку к экзаменам.I этап.Определи для себя, что ты умеешь и чего не умеешь прежде всего для того, чтобы не повторять всего подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего "умениями "неумения".II этап.Составь план повторения Подготовку к экзаменам лучше всего начать за два месяца перед началом экзаменов. При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. Неделю перед экзаменами предназначь для просмотра планов, конспектов, которые-конечно же! — ты составлял в ходе повторения материала.III этап.Третий этап подготовки к экзаменам состоит в том, чтобы ты спокойно и решительно ничего не делал. Это значит: за день перед экзаменом, также в дни самих экзаменов не повторяй уже ничего. В этом нет необходимости, это может тебе только навредить. Твои знания должны иметь хотя бы один день времени, чтобы "уложиться " в голове.Итак, в чем же разница между ежедневной подготовкой к урокам и подготовкой к экзаменам?1. Ты должен усвоить на память большое количество материала, значительно больше, чем при подготовке уроков на каждый день.
2. По этому материалу учитель не спрашивает тебя по "горячим следам", ты должен это делать сам или с другом.
3. В целом ты не изучаешь что-то новое, а только повторяешь, вспоминаешь то, что когда-то учил.
4. Если ты чего-то не понимаешь, имеется возможность, чтобы тебе объяснили в классе.

 
 КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

     Общее правило: на экзамен надо приходить в такой "форме", в какой должен приходить спортсмен на соревнование. Иначе говоря: в момент сдачи экзамена мозг "спортсмена" должен работать с возможно наибольшей производительностью. А часто случается, что именно во время экзамена ты используешь только одну третью часть или половину того, о чем знаешь! Почему?
На способность хорошо сдать экзамен влияют три основные положения:

1. Хорошая подготовка.
2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.
3.

«Я не успеваю подготовиться»

Чем меньше времени до экзамена остаётся, тем чаще возникают мысли, что ты ничего не успеваешь. Слишком много работы и подготовки! Ты учишь, стараешься, повторяешь конспект за конспектом, а легче не становится. Напротив, создаётся ощущение, что работы все ещё непочатый край.

Этот страх чаще всего возникает из-за неспособности человека разделить одно большое дело на части. Иначе говоря, не нужно стараться в один день освоить всю школьную программу. Чтобы повторение прошло действительно продуктивно, всю подготовку следует разбить по этапам:

  • Создайте расписание, в котором каждый день отметьте промежуток для занятий (например, 6 часов с отдыхом по 30-60 минут через каждые 2 часа);
  • Эти промежутки тоже поделите, но по тематике. Например, вы решили без перерыва заниматься 2 часа. Из этих 120 минут 20 минут выделите на повторение теории, 60 — на практические действия (задачи, тесты и пр.), а оставшиеся 40 — на самопроверку и вычисление своих пробелов в знаниях. При необходимости варьируйте эти короткие промежутки. Главное, не убирайте ни один из них, чтобы подготовка проходила на всех уровнях.

Ещё целых 15 советов для экстренной подготовки мы собрали в этой статье.

«Мне кажется, что я ничего не знаю и не понимаю»

Подобные мысли возникают даже у людей, которые метят на медаль или на высший экзаменационный балл. Связано это не только с общим волнением, но и с постепенным нагнетанием обстановки. Чем больше учишь и повторяешь — тем больше в голове путаницы. Новая информация усваивается с трудом, а та, что уже усвоена, никак не хочет воспроизводиться.

Что делать в этом случае? Во-первых, отрефлексировать мысли и понять настоящую причину своего непонимания. Вы действительно не знаете материал или говорите так из-за волнения, которое не даёт сосредоточиться?

Если первое, то необходимо помнить, что каждый человек по-разному воспринимает информацию. Кто-то больше ориентирован на звуковую подачу, кто-то — на зрительную, а кто-то — на образную. Специалисты советуют во время подготовки задействовать сразу все подходы к обучению: так удастся подойти к материалу с разных сторон и усвоить его в наиболее доступной форме. Хороший метод в данном случае — просмотр тематических видеороликов, поскольку они задействуют сразу большинство уровней восприятия.

Если «непонимание» возникает вследствие волнения, то здесь потребуется выбрать для себя наиболее успешный способ саморасслабления. Возможно, поможет медленный счёт до 50, небольшая медитация или дыхательная гимнастика. 

«Я боюсь, что мне попадётся сложный вариант»

Страх перед сложным вариантом в экзаменационном задании часто возникает из-за недостатка знаний. Поэтому лучший метод исключить волнения по этому поводу — заполнить все учебные пробелы. Постарайтесь понять, какие из заданий вызывают у вас больше сложностей (и страха в том числе!). Налегайте на них, решая все возможные пробники и прошлогодние экзаменационные варианты. В конце концов, врага нужно знать в лицо!

«У меня пропала мотивация готовиться, а экзамен уже скоро»

Главная мотивация любого школьника (или выпускника прошлых лет) — сдать экзамен на достаточное количество баллов и поступить туда, куда планировал. Почему же случается так, что мотивация пропадает и уже становится не важно, сдашь ты или нет, поступишь или не поступишь?

Скорее всего, дело в усталости. Когда со всех сторон только и разговоры что об экзамене, а в голове крутятся лишь математические формулы и валентность химических элементов, то мозг отключается от перенапряжения. Всё, что ему сейчас хочется, — расслабиться и забыть обо всём.

Что же делать? Разумеется, отдохнуть! И не один раз, а включить полноценный отдых в период подготовки к экзамену. Не забывайте периодически разгружать голову, освобождая место для новой информации, а также обнулять уровень стресса и морального напряжения. 

Для кого-то спасением станет общение с друзьями, для кого-то — просмотр любимой комедии, а кто-то не представляет расслабление без ароматной пенной ванны. Сделайте отдых ежедневным и достаточным, и не только в конце дня, но и в промежутках между подготовкой.

«Завтра экзамен, а меня трясёт от неизвестности»

Предэкзаменационная хандра — явление распостранённое. Спастись позволит метод визуализации. Попробуйте представить себе самые страшные в вашем понимании варианты развития событий. Например, что вы наберёте 0 баллов или упадёте в обморок прямо посреди экзамена. Представили? А теперь постарайтесь подробно представить, что вы будете делать в каждом из случаев. План Б — обязательно должен быть.

«Боюсь растеряться на экзамене»

Паника — один из главных врагов экзаменуемых. Непременно за несколько дней до экзамена организуйте себе «пути отхода». Например, что вы будете делать, если мысли начнут блуждать. Вариантов может быть множество, начиная от банальных и заканчивая самыми нелепыми. Главное, чтобы они помогали. Например:

  • дыхательная гимнастика (достаточно 2-3 упражнений для нормализации дыхания и снижения частоты пульса, простых и удобных для выполнения в аудиторных условиях);
  • прочитать вопрос 3 раза, выделить и подчеркнуть в нём самое главное;
  • шпаргалка в кармане (лучше ей не пользоваться, но работает она почти так же, как и монетка);
  • любой талисман из дома, который придёт сил и уверенности;
  • прислушаться к окружающим звукам (пение птиц, тиканье часов), сосредоточиться на них, а потом переключиться на экзаменационные вопросы.

Особенности мышления в подростковом возрасте

Как отучить ребенка от истерик?

Как правило, период сдачи важных экзаменов по математике совпадает со временем, так называемого пубертатного периода – возраста полового созревания. Начинается это «золотое время» примерно с четырнадцатилетнего возраста и связано оно с полным переосмыслением подростком себя в частности и всего своего существования в целом. Это ещё один возрастной кризис на пути взросления, и он сопровождается ощущением потери себя и тотальной социальной дезориентацией.

Тот самый период в жизни, когда человек уже и не ребенок, но в то же время ещё и не взрослый. Мальчик, ещё до конца даже не юноша, но в мечтах желающий уже быть мужчиной. Девочка, в сути своей ещё совершенно девчонка, но уже начинающая испытывать борьбу мотивов и комплексы, которые доступны пониманию только женщины.

В этом возрасте происходит то самое формирование самоуважения, и своей достойной самооценки, которые станут базой для человека на протяжении всей его жизни и именно в этот период он испытывает наибольшее давление социума. Ему постоянно будут тыкать тем, что он ещё «ничего не понимает в этой жизни», у него «нос не дорос», и вообще «мал ещё». В этот период подросток сам во всем сомневается, а тут ещё такое «сопровождение» со стороны окружающих его взрослых людей.

Основными «болевыми точками» для подростка становятся:

  1. переживания по поводу своей внешности, - угри, проблемы с весом, непропорциональное развитие тела, рост, список может быть бесконечно длинным;

  2. потребность в серьезном к нему отношении и уважении к его личности;

  3. проявление сексуальных потребностей.

В этом возрасте подросток становится совершенно другим, все его приоритеты и ценности претерпевают кардинальное изменение, и его способы реакции на окружающую действительность становятся другими. Земля внезапно «ушла у него из-под ног», картинка действительности резко меняется, опоры он ни в чем больше не видит и на это все ещё ложиться необходимость сдавать экзамены.

Наличие в этот период поддержки со стороны близких ему взрослых людей (скорее всего это должны быть родители), крайне важна для подростка. Не только в деле успешной подготовки к экзамену, но и для того, чтобы экзамен не стал ещё одной психологической травмой, которая искорежит его самооценку.

В целом, надежная психологическая помощь родителей в этот период, - залог высвобождения дополнительных ресурсов мозга подростка для успешной сдачи экзаменов. Чем меньше будут заняты его мысли вышеназванными проблемами, тем больше усилий он сможет направить на успешную подготовку и сдачу экзамена.

Правильная организация физиологии процесса подготовки и «фармакологическая поддержка» организма при подготовке к экзамену

Прежде чем подойти к интеллектуальным аспектам подготовки к экзамену по математике, необходимо будет заострить внимание на вопросах тела и физиологии подростка.

Наш разум, образно выражаясь, заключен в тело и во многом эффективность обучения зависит от «химии тела». В подростковом возрасте наблюдается резкий рост уровня половых и иных гормонов. Это «цунами» может накрывать юного индивида совершенно внезапно, начисто сбивая «настройки мозга» и унося его в область чувственного абсолютно отрывая его от математики и прочих сугубо научных дисциплин обучения.

Чтобы держать процесс под контролем в этом возрасте требуется:

  1. Соблюдение режима дня – позволяет удерживать баланс сил.

  2. Занятие любыми видами спорта – снижает уровень «свободных» гормонов и выравнивает гормональный фон.

  3. Ограничение, а перед подготовкой к экзамену, полный отказ от общения с гаджетами, - нормализует эмоциональный фон, позволяет «включить» отделы головного мозга, отвечающие за обучение.

  4. Поддержка организма БАДами (биологическая активная добавка), минералами и витаминами – компенсирует недостаток энергии и предохраняет от проблем со здоровьем.

На последнем пункте следует остановиться подробней. В ХХI веке реальность сложилась таким образом, что современные продукты, в частности фрукты и овощи, в угоду прекрасному товарному виду, совершенно обеднели в плане витаминов и минералов. Повышение умственной нагрузки при подготовке к экзамену влечет за собой увеличение потребления энергии мозгом, который может забирать на себя до 20% всей энергии человека. Почерпнуть энергию из обычной пищи в достаточном количестве сейчас, увы, не реально. На помощь приходит фармакология.

Для сохранения эффективной работоспособности и поддержании организма подростка в период усиленных умственных нагрузок можно назвать три базовых БАДа очень желательных к употреблению:

  1. Мультивитамины.

  2. Витамин D3.

  3. Полиненасыщенные жирные кислоты Omega 3.

Мультивитамины необходимо подбирать исходя из возраста подростка и с учетом стран – производителей. Лучшими по критериям в отношении требований к качеству этой продукции остается США, далее идут страны Евросоюза, 50 на 50, в плане качества, и требований к нему представлена продукция Российских производителей и совсем «темной лошадкой» является продукция Китая. Цены распределены таким же образом, то, что качественнее обойдется дороже, решение остается за взрослым. Других способов поддержания на необходимом уровне баланса витаминов и минералов в организме человека на сегодняшний день нет.

витамины подросток.jpg

Витамин D3 – несмотря на название, в большей степени является не витамином, стероидным гормоном. Перечисление всех его полезных качеств займет слишком много места. Достаточно упомянуть, что в деле подготовке к экзамену он возьмет на себя поддержание в рабочем состоянии центральной нервной системы, выравнивание гормонального фона, нормализует работу сердца и сосудов.

Omega 3 – являясь незаменимой, т.е. она может быть получена только с пищей и не вырабатывается организмом. Omega 3 необходима человеку начиная с эмбрионального развития. С пищей, в силу все тех же причин наступления эры «пластиковых продуктов», человек ее недополучает.

Не утомляя читателя длинным списком полезных качеств следует упомянуть лишь о том, что наш мозг состоит на 60 % из жиров и помимо прочего Omega 3 способствует нормализации тока крови, в том числе, в структурах мозга. Это обеспечивает хорошую память и ровный эмоциональный фон.

Принципы правильной организации подготовки к сдаче экзамена по математике

Начнем рассмотрение этого вопроса с общих установок. Как вообще научиться чему угодно?

Любое знание складывается у человека при достижении определенной «критической массы» информации полученной им по предмету. Настойчиво и целенаправленно читая, слушая и заучивая формулы, результат, - в определенный момент времени произойдёт качественный «скачок» в области понимания предмета.

Сравнить это можно с собиранием картинки из пазлов. Открывая, произвольно пазлы и изначально будет, ничего непонятно, но на определенном этапе сложиться один элемент картины (допустим, появится глаз), далее, отталкиваясь от него, процесс сбора пазлов пойдет все быстрее и быстрее. Тот же принцип действует и при подготовке к сдаче экзамена. Сначала просто, всеми способами, следует изучать вопросы билетов. На каком-то моменте критическая масса информации будет достигнута и пойдет осознанное понимание математики.

Ричард Филлипс Фейнман лауреат Нобелевской премии по физике, один из «отцов» атомной бомбы и талантливый педагог сформировал три основных этапа в обучении принципиально всему. Раскрыты в его книге «Радость познания». 

  1. Изучить материал и осознать его. После того, как возникнет ощущение осознанности, попытаться объяснить, то, что понял (участие взрослого в качестве слушающего объяснение обязательно). При этом объяснять и показывать на примерах решения задач нужно стараться в максимально доступной форме, доступной даже ребенку.

  2. Если при объяснении происходит «сбой», когда объясняющий подросток пытается рассказать в доступной форме порядок решения или смысл формулы и натыкается на сложности для изложения материала, то надо зафиксировать этот момент. После чего вернуться к этому месту в учебнике и снова попытаться осознать суть этих действий, либо определения или теоремы и т.п.

  3. После того как объяснение удалось, отложить конспекты и учебники и попытаться рассказать вслух ответы на билеты дополняя свой рассказ решением соответствующих задач. Рассказывать можно без слушателя, но вслух обязательно. Без опоры на тексты, просто озвучить то, что, кажется как понятое. Связь между вербальным изложением и усвоенным сознанием очень сильна. Если рассказ не удался, значит, следует вновь вернуться к материалу для лучшего понимания вопроса.

Именно таким образом можно подготовиться к любому экзамену, и изучить любую отрасль человеческой деятельности. Химию, физику, музыку и медицину, всё, что пожелаешь.

Важные специфические особенности подготовки к экзамену по математике

Depositphotos_112123354_s-2019.jpg

  1. Участие в уроке и выполнение домашних заданий. При соблюдении этого условия не составит труда к каждому пункту билета подобрать типовые задачи из своей тетради или учебника. Наличие такого списка упростит расчет времени на подготовку при сдаче билета и распределение нагрузки.

  2. Изучая теоремы и формулы не следует, откладывать этот вопрос, чтобы не накапливать «долгов». Для лучшего запоминания и усвоения материала следует применять различные способы: схемы, графики, таблицы, карточки и т.п.

  3. Внимательно следить за работой в классе и детально записывать ход решения задач. Если смысл не уловлен, следует тоже сделать дома. Чем больше выполнено типичных примеров, тем выше вероятность усвоения алгоритма решения на «автомате».

  4. Не стоит бояться спрашивать учителя, если что-то непонятно. Заинтересованность предметом всегда найдет отклик у учителя и в выгодном свете представит самого ученика. Помимо квалифицированной консультации есть шанс получения помощи от педагога на самом экзамене.

Олимпиада МФТИ «Физтех»

Заочный онлайн-тур «Физтеха» длится два с небольшим месяца. Проверяются только численные ответы, которые можно многократно исправлять в течение всего срока онлайн-олимпиады.

Для учеников 7–10 классов предусмотрен только заочный онлайн-тур. Принимать участие в заочном туре надо обязательно, чтобы постепенно привыкать к уровню и специфике задач олимпиады. Кроме того, десятиклассники, успешно выступившие в онлайн-туре, приглашаются на очный тур олимпиады следующего учебного года (то есть в 11 классе им уже можно не участвовать в онлайн-туре).

Для одиннадцатиклассников олимпиада проходит в два тура: заочный и очный. Победители и призёры заочного тура приглашаются на очный тур. Ещё один способ попадания на очный тур — диплом Столичной олимпиады МФТИ.

Очные туры «Физтеха» — это, по сути, старые добрые письменные экзамены в МФТИ по математике и физике. Олимпиада «Физтех» унаследовала дух и традиции прежних экзаменов.

Поэтому наилучший способ готовиться к олимпиаде — это решать задачи олимпиады «Физтех» прошлых лет и задачи вступительных экзаменов в МФТИ девяностых–нулевых годов; эти задачи собраны в двух уже упомянутых задачниках (ссылки ниже).

Олимпиада «Физтех» по математике имеет второй уровень. Она даёт следующие льготы:

  • МФТИ, мехмат и физфак МГУ — победитель или призёр получает 100 баллов в зачёт ЕГЭ по математике;
  • ВМК МГУ — победитель получает 100 баллов в зачёт ЕГЭ по математике (призёры, увы, в пролёте).

Как видим, олимпиада «Физтех» по математике (за счёт своего второго уровня) наименее интересна абитуриентам ВМК. Однако, этот самый второй уровень очень выгоден поступающим в МФТИ — ведь тогда есть возможность получить те же 100 баллов по математике, будучи победителем или призёром замечательной ОММО (которая тоже имеет второй уровень и вдобавок щедро раздаёт дипломы).

Олимпиада «Физтех» по математике в 2012 году претерпела некоторые изменения: на очном туре задач стало восемь.

К шести традиционным «абитуриентским» задачам повышенной сложности добавились две олимпиадных задачи по комбинаторике и целым числам (сравните вариант 2011 года с вариантами 2012 и 2013 годов).

Комбинаторные задачи присутствуют также в дистанционных турах олимпиады с 2011 года. Так что имейте это в виду и изучайте комбинаторику!

Источник: http://gghelp.ru/index/fiztekh/0-284

Поступаем в вуз без экзаменов: олимпиада «Физтех»

Зачем старшекласснику олимпиада и как к ней подготовиться. Григорий Яковлевич Перельман – российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре. Известно, что Перельман был «заядлым олимпийцем» и кроме средней школы на окраине Петербурга занимался в математическом центре под руководством Сергея Рукшина.

Упорная работа помогла Перельману выбиться в лидеры кружка. Благодаря «олимпийскому золоту» он поступил без экзаменов в Ленинградский государственный университет. Потом была аспирантура Математического института, кандидатская диссертация, научная работа в США и решение первой и единственной на данный момент задачи тысячелетия.

Повторить путь великого математика может каждый старшеклассник, начать нужно с олимпиады и поступления в вуз без экзаменов. Корреспондент «Фоксфорд. Новости» выяснил, как школьнику поможет олимпиада «Физтех».

Олимпиада «Физтех»

Физико-математическая олимпиада «Физтех» проводится для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов. Благодаря ей старшеклассники глубже погружаются в изучение дисциплины, а организаторы отмечают талантливых учеников, способных к обучению в Физтехе и развивают у них интерес к научно-исследовательской деятельности.

Олимпиада «Физтех» проходит в два этапа, отдельно по математике и физике. В качестве первого (отборочного) этапа засчитываются олимпиады:

  • Онлайн этап олимпиады «Физтех» — с 30 сентября 2017 по 4 февраля 2018;
  • Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ — 9 декабря 2017;
  • Отборочный тур ЛЭТИ математика — 3 декабря 2017, физика 2 декабря 2017;
  • Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ — январь-февраль 2018;
  • Онлайн этап Phystech.International — с 25 сентября 2017 по 1 декабря 2017;
  • Физико-математическая Олимпиада МИЭТ — с 1 декабря 2017 по 1 февраля 2018.

Призёры и победители отборочного этапа проходят в заключительный этап олимпиады. К заключительному этапу также допускаются победители и призёры олимпиады «Физтех» прошлого года по соответствующему предмету.

В этом году заключительный этап олимпиады по математике пройдет 24 февраля, по физике — 25 февраля 2018 г. Победитель получит диплом 1-й степени, призеры — дипломы 2-й и 3-й степени.

Льготы при поступлении в вуз

Победители и призёры заключительного этапа олимпиад школьников получают льготы при зачислении в престижные вузы России. Старшеклассники смогут поступить без экзаменов или получить 100 баллов ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады.

Например, в этом году победителей олимпиады «Физтех» по физике могут зачислить в МФТИ на соответствующие специальности без экзаменов. Призёры олимпиад «Физтех» по физике, победители и призёры по математике, поступая в МФТИ, могут получить 100 баллов по соответствующему предмету. Чтобы воспользоваться льготой школьники должны получить 75 баллов ЕГЭ по соответствующему предмету.

Самостоятельная подготовка к олимпиаде

Чтобы подготовиться к олимпиаде «Физтех» по профилю «математика» самостоятельно, преподаватель МФТИ Борис Трушин советует прорешать варианты задач прошлых лет.

Тип задач и методы их решения из года в год не изменяются. Если ученик разобрал задачи за последние 20 лет, то у него есть все шансы справиться с олимпиадой.

В очном туре по математике в последние годы встречаются 7 задач:

  • рациональные и иррациональные уравнения и неравенства (и их системы);
  • тригонометрические уравнения;
  • логарифмические уравнения и неравенства;
  • задачи с параметром;
  • планиметрия;
  • стереометрия;
  • комбинаторика и теория чисел.

По словам преподавателя МФТИ Михаила Пенкина, в заключительном этапе олимпиады по физике всего пять задач и пять тем: механика, термодинамика, электростатика, электромагнетизм и геометрическая оптика.

Чтобы успешно справиться с заданиями, Борис Трушин советует не решать все задачи подряд, а потратить первые 20 минут на прочтение и изучение их условий. «Сначала решаются наиболее простые и понятные задачи.

Часто бывает совсем простая комбинаторика, или стереометрия, в которой вы сразу прочувствовали конструкцию (а это уже половина решения), или задача с параметром такой, в которой вы сразу поняли какая получается картинка, и нужно совсем немного, чтобы ее «дожать».

Экспресс-подготовка к олимпиаде

Заключительный этап олимпиады пройдёт в конце февраля. Осталось меньше месяца для подготовки к нему. Получить хорошие результаты можно, если правильно распределить время и найти хорошего наставника.

Преподаватели Фоксфорда помогут с этим на выездной школе подготовки к олимпиаде «Физтех». Они расскажут, как спланировать время на решение задач на олимпиаде, побороть стресс и успешно справиться с задачами. Школа проводится ежегодно в течение 5 лет. 93% её участников успешно написали олимпиаду и поступили в МФТИ и другие ведущие вузы Москвы.

Ученики готовятся на протяжении года как минимум, совмещают занятия онлайн на курсах и приезжают в выездную школу Фоксфорда. На занятиях они полностью погружаются в подготовку, фокусируются на формате задач и тех темах, которые чаще всего встречаются. Кроме того, дети учатся быстро считывать смысл задачи, искать решение и грамотно его оформлять.

Источник: https://foxford.news/post/olympfiz

Льготы победителям и призёрам олимпиад при поступлении в МФТИ — 2018

Данная информация актуальна для 11-классников 2017/18 учебного года, желающих поступать в МФТИ в 2018 году.

Прежде всего вам необходимо определиться с факультетом и, соответственно, с конкурсной группой — от этого зависит набор конкурсных предметов.

Наиболее популярные направления подготовки — «Прикладные математика и физика» (ПМФ; и тогда это математика, физика, русский) или «Прикладная математика и информатика» (ПМИ; и тогда это математика, информатика, русский). Подробнее о конкурсных группах смотрите в Правилах приёма.

МФТИ формирует свой список засчитываемых олимпиад. Выпускники 2018 года, получившие дипломы олимпиад в 11 классе, имеют следующие льготы.

По физике (в соответствующих конкурсных группах) принимаются четыре олимпиады первого уровня: «Физтех», «Росатом», «Покори Воробьёвы горы!» и Московская олимпиада школьников.

Победители этих олимпиад получают льготу БВИ, призёры — 100 баллов по физике.

Кроме того, принимается олимпиада «Курчатов» (второй уровень): победители и призёры получают 100 баллов по физике (а в рамках конкурсной группы «ИНБИКСТ Математика и физика» победитель имеет БВИ).

По математике (в соответствующих конкурсных группах) принимаются следующие олимпиады: «Физтех», «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы!», «Высшая проба», «Курчатов», Московская математическая олимпиада, Турнир городов, Санкт-Петербургская олимпиада школьников, олимпиада СПбГУ и Всесибирская олимпиада. Победители получают БВИ, призёры — 100 баллов по математике. Кроме того, принимается олимпиада третьего уровня «Phystech.International» по математике, победители которой получают 100 баллов.

Для подтверждения льготы нужно сдать ЕГЭ по данному предмету как минимум на 75 баллов.

Индивидуальные достижения

При поступлении в МФТИ крайне желательно иметь все 10 баллов индивидуальных достижений, которые войдут в общую сумму конкурсных баллов. Необходимо чётко разобраться заранее, сколько баллов ИД вы сможете получить и за что именно.

Особое внимание хотелось бы обратить на раздел 3 указанной таблицы ИД, касающийся начисления баллов за дипломы олимпиад РСОШ.

В соответствии с пунктом 5 данного «Порядка учёта ИД» принимаются дипломы начиная с 2015 года! Так, если вы были призёром олимпиады «Физтех» в 9 или 10 классе, то имеете 6 баллов, а если победителем — то 8 баллов.

Призёрство на прочих олимпиадах второго уровня даёт 4 балла, победа — 6 баллов; призёрство на прочих олимпиадах первого уровня даёт 6 баллов, победа — 8 баллов. Вот почему, в частности, важно выигрывать дипломы перечневых олимпиад в 8–10 классах: это заранее решает вопрос набора полной суммы ИД в МФТИ.

Источник: http://mathus.ru/olymp/benemipt.php

Не нужно бояться олимпиад, надо пробовать

На чем стоит больше сосредоточиться – на подготовке к ЕГЭ или к олимпиадам? Нужен ли репетитор к тому и к другому? И почему не все могут подтвердить на Едином экзамене свои успехи на олимпиадах? Об этом мы поговорили с нынешними абитуриентами и с теми, кто уже закончил первый курс.

Для вчерашних школьников, а теперь – абитуриентов – наступило судьбоносное время: подача документов в вузы.

Основная масса выпускников поступает туда по результатам ЕГЭ, но некоторая часть ребят, ставших победителями или призерами олимпиад высокого уровня, рассчитывают либо на зачисление без экзаменов, либо на 100 баллов на дополнительном вступительном испытании (например, в МГУ), либо на 100 баллов в зачёт ЕГЭ по профильному предмету. То, какая именно будет предоставлена льгота, зависит от уровня олимпиады (он может быть первым, вторым или третьим), а еще — от степени олимпиадного диплома.

На чем стоит больше сосредоточиться – на подготовке к ЕГЭ или к олимпиадам? Нужен ли репетитор к тому и к другому? И почему не все могут подтвердить на Едином экзамене свои успехи на олимпиадах? Об этом мы поговорили с нынешними абитуриентами и с теми, кто уже закончил первый курс.

И по олимпиадам, и по ЕГЭ

Ольга Локтионова, закончила в прошлом году Лицей № 1580 при МГТУ имени Баумана. Теперь она перешла на второй курс мехмата МГУ.

Расскажи, как ты поступала на мехмат, к чему больше готовилась?

Я поступала и по олимпиадам, и по ЕГЭ.  Учителя нам говорили, что если вы ориентируетесь на технический вуз уровня МГТУ имени Баумана или чуть ниже, то удобней всего туда поступать через олимпиаду Бауманского. Она несложная, и нас два года к ней готовили.

Эта олимпиада годится и для  вузов, принимающих по олимпиадам 2-го и 3-го уровней – МАИ, МАДИ и т.д. «Шаг в будущее» — соревнование 3-го уровня, дающее льготу в Бауманку и, например,  в Строительный университет.

Если идти в МГТУ, легче всего написать проект для «Шага в будущее», что дает возможность поступать на конкретный факультет.

В том случае, если у вас выбор между МГУ, МФТИ и прочими топовыми учебными заведениями, то класса с 10-го стоит начать готовиться к олимпиадам 1-го уровня.

Они дают либо льготу при поступлении без экзамена, либо 100 баллов по предмету (и нужно сдавать внутренний экзамен), либо 100 баллов за внутренний, дополнительный экзамен.

Для поступления в МГУ, к тому же, надо готовиться к внутреннему испытанию и писать олимпиаду первого уровня. В МФТИ лучше участвовать в олимпиаде «Физтех», которая дает возможность поступить туда без вступительных экзаменов.

Я года полтора готовилась и к олимпиадам, и к внутреннему экзамену по математике в МГУ. Мы просто решали большое количество задач.

ЕГЭ не требует творчества

У тебя сильный профильный лицей, поэтому, наверное, многие поступали в вуз по олимпиадам. Знаешь ли ты, как попадают в вузы ребята из массовых школ?

Если говорить о людях из обычных, непрофильных школ, то они редко пишут олимпиады, потому что их к ним не готовят. Как правило, учат хорошо писать ЕГЭ, к которому нужно просто системно готовиться. ЕГЭ не требует никакого творчества.

А профильный ЕГЭ по математике? Там же есть очень сложные задачи в части («С»)?

Я его писала, и он мне вообще никаких проблем не доставил. Мне нужно было просто подтвердить олимпиаду. И, хотя я решила всё и кое-какие баллы мне занизили, на апелляцию решила не ходить. Хватило набранных баллов для подтверждения  олимпиады.

В каких олимпиадах ты добилась успеха?

Я была призером олимпиады первого уровня СПбГУ по математике, олимпиады Бауманки по математике и физике и олимпиады МФТИ по физике. То есть, у меня было по 100 баллов по математике и по физике, и нужно было сдать только дополнительный экзамен на мехмате МГУ. Не делать этого имеют право лишь победители всероссийской олимпиады.

Ты занималась с репетиторами?

Только когда готовилась к внутреннему экзамену в МГУ. А по ЕГЭ я просто накупила пособий и занималась самостоятельно. В школе нас начали готовить к единому экзамену только в середине 11-го класса. Причем, в  основном – ко второй, более сложной части. Я знаю, что в обычных школах чаще всего готовят к первой части.

Потому что на ней набирается основное количество баллов. В прошлом году можно было получить порядка 70 баллов за первую безошибочную часть и за первые два номера второй части. Этого было достаточно для того, чтобы подтвердить олимпиаду (в прошлом году — 65 баллов).

Я готовилась к первой части потому, что там надо быть предельно внимательной, а мне не хватает именно этого.

На мехмате много победителей и призеров олимпиад?

Человек 10 поступили по всероссийской олимпиаде. У меня в группе таких — трое. Они действительно сильные.

То есть, вывод такой: если ты хочешь поступить в сильный вуз, нужно ориентироваться на олимпиады?

Это стоит делать, если тебя готовили к ним в школе и у тебя хватает уровня. Но тогда ты и ЕГЭ наверняка напишешь нормально, подтвердив олимпиаду. Как правило, это не сложно.

А всем остальным я могу посоветовать готовиться к ЕГЭ. На него легко натаскать. Ты можешь 11 лет учиться хорошо и на ЕГЭ отлично решить задачи, потому что ты понимаешь, как их решать, обладаешь знаниями.

А можешь все решить потому, что тебя натаскали на это. Результат будет один и тот же. Может, поэтому вузы и устраивают внутренние экзамены и сильно завышают проходной бал.

Чтобы отбирать людей с творческим складом ума.

98 баллов я бы без репетитора не набрала

Саша Бакиновская закончила в этом году Пироговскую школу и собирается поступать по результатам ЕГЭ в РГГУ, на лингвистику.

Почему ты поступаешь по ЕГЭ, а не по олимпиаде?

Может быть, стоило больше уделить внимания подготовке к олимпиадам, потому что, мне кажется, что если хорошо пишешь олимпиаду, плохо сдать ЕГЭ сложно. Ведь задания олимпиад сложнее. Но я так не сделала. Побоялась. У меня хорошие результаты по русскому и английскому – 98 баллов, а по истории – хуже – 65. Просто потому, что я к ней не очень готовилась.

Ты сама готовилась к ЕГЭ или с репетиторами?

К английскому – ходила на курсы подготовки к ЕГЭ. По русскому у меня была прекрасная репетиторша. И по истории – тоже занималась с репетитором.

Насколько необходим репетитор при подготовке к ЕГЭ?

Хотя у меня с русским было изначально все хорошо, я понимаю, что 98 баллов самостоятельно бы не набрала. Знания нужны, но важно понимать форму ЕГЭ, критерии, по которым оценивают эссе, специфику вопросов к тексту. В общем, четко знать, какие задания и каким образом ты должен выполнить. А еще уложиться по хронометражу.

В твоей школе у всех были репетиторы?

В нашем классе – у всех.

Почему к английскому тоже надо было готовиться дополнительно?

Чтобы понимать форму заданий. Устную часть я бы сама сдала гораздо хуже. Когда  смотришь на картинку, которую тебе предлагают, необходимо знать, с какой фразы стоит начать, какой закончить. За год занятий на курсах «набивается рука».

Можно ли одновременно готовиться и к олимпиадам, и к ЕГЭ?

Можно. Но это разные репетиторы.

Двойная оплата?

Ну, да.

Во всех ЕГЭ есть задания не из школьной программы

Александр Арутюнян, закончил гимназический класс школы №56. Собирается поступать на факультет связей с общественностью МГИМО.

Ты участвовал в олимпиадах или усиленно готовился к ЕГЭ?

Олимпиады – вариант хороший, но стать их призером или победителем достаточно трудно. Они могут быть дополнительным вариантом. Лучше готовиться с репетиторами к ЕГЭ.

Все твои одноклассники поступили так же?

Все. Ведь практически во всех ЕГЭ есть задания, не входящие в школьную программу. Поэтому к ЕГЭ надо готовиться отдельно от школы. Этот экзамен проверяет не столько знания, сколько умения выполнять задания, которые в нем содержатся. Например, понимать алгоритм, по которому пишется эссе по русскому и иностранному языку. Школа к этому не готовит.

Получается, что ЕГЭ проверяет не то, чему учат в школе?

Понятно, что ЕГЭ составлен на основе школьной программы, но, например, в профильной математике  есть задания, которые в школе никогда не обсуждаются. У нас очень многие сдавали профильную математику и занимались с репетиторами.

А были у тебя в классе ребята, которые поступают по олимпиадам?

Ни одного человека. В тех олимпиадах, которые действительно влияют на поступление, трудно занять какое-то место. Практически все в них участвуют (и это плюс при поступлении), но рассчитывать на призовое место трудно.

Мне кажется странным такой тип экзамена, где, чем глубже, тем хуже

Мария Шур, выпускница Пироговской школы. Абитуриентка факультета словесности Высшей школы экономики

Ты поступаешь в вуз по олимпиадам. В каких из них ты участвовала и почему решила, что тебе удобней поступать по их результатам?

Я  выиграла «Покори Воробьевы горы», «Турнир Ломоносова» по литературе и олимпиаду по русскому языку «Высшая проба» (Высшей школы экономики). Почему сосредоточилась на олимпиадах?

Они более тесно, чем ЕГЭ, связаны с предметом, которым я собираюсь заниматься дальше. Для успешной сдачи ЕГЭ надо обладать не только знаниями по предмету, но и специфическими навыками.

Что еще тебя не устраивает в ЕГЭ?

Ну, например, — очень странный способ написания сочинения по русскому языку. А ЕГЭ по литературе – это просто минное поле: сами критерии оценки его пяти сочинений допускают субъективность, и всё зависит от человека, который его проверяет. Четыре сочинения — это маленькие работы из пяти-десяти предложений, в которых часто сложно глубоко раскрыть тему.

Тебе могут сказать: то, что ты написал, — поверхностно. И, хотя мне повезло (100 баллов за ЕГЭ по литературе), у меня есть друзья, которые набрали всего 69 (потом, на апелляции, отбили 6 баллов и получили свои 75, необходимые для подтверждения победы на олимпиаде). А на олимпиаде, если ты хорошо раскрыл тему, этот факт просто невозможно проигнорировать.

Олимпиады хороши еще тем, что их много, и можно выбрать формат, который тебе больше подходит.

Например, на Турнире Ломоносова, на последнем туре по литературе — два сочинения: одно — эссе, которое можно писать в свободной форме, а другое – более наукообразное.

На олимпиаде «Покори Воробьевы горы» — одно большое сочинение. А в Вышке – первый тур – это тестовые задания, а второй – тоже сочинение.

Но если ты пишешь только ЕГЭ, все зависит от того, к каким проверяющим попал. При  том, что задания там более примитивные.

Мне рассказывали, что дети, которые успешны в олимпиадах, отвечая на вопросы ЕГЭ, могут углубиться не туда, куда надо. И им за это снижают оценки. Они слишком умные для ЕГЭ.

Да-да, так бывает. И тут уже проверяющий субъективно решает: туда ли он углубился, и стоило ли это делать. Мне кажется странным такой тип экзамена, где, чем глубже, тем хуже. Для умных ЕГЭ не подходит: они все усложняют.

Ты рано начала участвовать в олимпиадах?

Если не считать школьного, муниципального и окружного этапов всероссийской олимпиады, всерьез я начала участвовать в олимпиадах, начиная с 10 класса. Но теперь уверена, что стартовать лучше раньше.

Например, в Турнире Ломоносова можно участвовать с 6-го класса, в «Высшей пробе» по русскому языку – с 7-го. А в олимпиаде «Покори Воробьевы горы» — вообще с 5-го. Тогда ты и меньше волнуешься, и форму олимпиады лучше осваиваешь.

Не нужно бояться олимпиад, надо пробовать. К тому же, поход туда не мешает готовиться к ЕГЭ.

Выиграть олимпиаду может каждый?

Егор Масликов, абсолютный победитель всероссийской олимпиады по истории. Закончил физико-математический лицей № 1523. Поступает на факультет международных отношений МГИМО.

Когда ты решил, что поступать в вуз будешь по результатам олимпиады?

За год до окончания школы я решил поступать по олимпиаде.  ЕГЭ – это лотерея, а олимпиада гораздо интересней. Кроме того, в процессе подготовки ты развиваешься, и конкуренция играет свою роль. В общем, я начал участвовать во всероссийской олимпиаде с 10-го класса.

Ты готовился с репетитором или тебе было достаточно школьной подготовки?

Школа помогла мне заинтересоваться историей, но без упорства и хорошего репетитора невозможно подготовиться к олимпиаде. Школьный учитель может быть недостаточно компетентен, не знать олимпиадный формат.

Легко ли было подтвердить победу в олимпиаде 75 баллами ЕГЭ?

Победителям и призерам Всеросса можно не подтверждать ЕГЭ. Я сам в это время готовил учеников к единому экзамену.

Какими качествами нужно обладать, чтобы победить на олимпиаде?

Выиграть олимпиаду может каждый, тут не требуется особых дарований.

Не может такого быть!

Может. У меня была не лучшая память. Я победил за счет старания и хорошего преподавателя, который направил меня в нужное русло. Я готовился к олимпиаде, потому, что это было интересней. Кроме того, я решил, что в любом случае буду готов и к ЕГЭ.

Ты закончил физико-математический лицей при МИФИ. Почему вдруг история? И помогало ли тебе то, что ты углубленно занимался математикой и физикой в школе?

К 8-му классу я так «наелся» физикой, что расхотел ей заниматься в будущем. Помогло победить в олимпиаде по истории, скорее, то, что я очень неплохо играю шахматы и у меня высокий разряд. А еще в школе были очень хорошие преподаватели – в том числе,  и по гуманитарным предметам.

PS. В результате этих разговоров, можно сделать несколько выводов. Ребятам, которые нацелены на серьезные занятия наукой, хочется посоветовать: не бойтесь участвовать в олимпиадах.

Причем, начинайте это делать не впритык к поступлению (в 10-11-м классе), а раньше. Ведь есть соревнования, в которых можно окунуться даже в 5—6-м классе. Не только потому, что так будешь меньше бояться олимпиад и лучше усвоишь их форматы.

Просто, таким образом, можно получить мощный толчок к собственному развитию, узнать ребят, увлеченных тем же, чем и ты, познакомиться с потрясающими преподавателями. В общем, олимпиады – это не только способ поступить в вуз, минуя лишние испытания. Это возможность использовать по максимуму свои возможности, получить мощный стимул к собственному развитию.

Источник: https://olimpiada.ru/article/562

Обязательные предметы ЕГЭ 2022

ФИПИ занимается исследованиями в области оценки качества образования. Изменения в сдаче ЕГЭ в 2022 году в ФИПИ считают ключевой точкой в истории образования. Специалисты пришли к мнению, что проверять нужно не столько заученные факты, сколько навыки и практические умения. Поэтому практики в экзаменах станет больше.

Изменится список предметов, которые сдают в обязательном порядке. Сейчас обязательные предметы – русский язык и математика. К ним добавится еще иностранный язык.

В ФИПИ успокаивают, что бояться экзамена по иностранному языку не стоит. ЕГЭ по английскому разделят на две формы: базовую и профильную, как и по математике. Те выпускники, которым баллы по английскому не требуются для поступления, будут сдавать максимально упрощенную базовую версию.

Изменения в ЕГЭ в 2022 году

Какие еще изменения будут для теперешних десятиклассников в 2022 г., кроме того, какие предметы сдавать обязательно? После вынесения на обсуждение новых КИМ, педагоги и родители не теряют надежду, что получится оспорить неоднозначные вопросы. Но, скорее всего, большая часть нововведений все же войдет в окончательный вариант ЕГЭ, который обнародуют осенью.

Недовольство общественности касательно планируемых изменений связано с тем, что многие темы не входят в программу. Появление чересчур сложных вопросов повлечет за собой ухудшение среднего балла и снизит число 100-балльников.

На усложненные задания понадобится больше времени, но длительность экзамена не изменится. Получается, что без участия репетитора хорошо сдать экзамен не выйдет. А из-за того, что убрали легкие задачи, у многих учеников не получится пройти минимальный порог. Все школьники столкнутся со снижением общего балла как минимум на 5 пунктов.

Недовольные педагоги и родители просят ФИПИ не вносить изменения в ЕГЭ 2022. В опубликованной демо-версии часть заданий соизмерима с задачами на олимпиадах. Делается акцент на научных открытиях и решениях математических задач.

Вопросы не относятся к содержанию самого предмета, много задач, интегрированных со смежными науками. Многих заданий нет в учебниках. Педагоги по биологии просят оставить хотя бы задания по их предмету без изменений. Последние несколько лет результаты ЕГЭ по биологии оставляет желать лучшего (еще хуже по профильной математике).

Планируемые изменения:

  1. Русский язык. Поменяют текстовую часть, задания перемешают между собой. Появятся новые задания по работе с текстами. Вместо вопроса по пунктуации будет вопрос касательно анализа текста и стилистики. Введут новое задание, где нужно выбрать примеры с конкретным способом развития мысли.
  2. Профильная математика. Планируется изменение структуры. В первой части сделают не 8, а 12 заданий, а во второй – 7. Поменяли самые простые задачки на варианты посложнее. Одно из новых заданий относится к теме «Комплексные числа», которую проходят исключительно в профильных классах, но в обычной программе этой темы нет.
  3. Физика. Вопросов будет не 32, а 30. Добавят задачу на выбор правильных тезисов о физических явлениях.
  4. Химия. В первой части – 26 задач, а во второй – 7. Добавили вопрос касательно расчета концентрации вещества.
  5. Литература. Изменится структура. Оставили 7 текстовых заданий и 5 сочинений.
  6. Биология. Станет не 28, а 30 заданий. Сгруппировали задачи по процессам деления в клетках, добавили новые типы вопросов.
  7. Английский язык. Произойдет объединение некоторых блоков. Добавятся новые задания: найти лишние слова или заполнить регистрационные карточки. Письменную часть тоже поменяют.
  8. География. Станет не 34, а 31 задание. Основные изменения будут во второй части. Вместо вопроса по демографии, будет по экологии. Далее несколько вопросов, где сопоставляются страны по ряду критериев.
  9. Обществознание. Изменятся первые 4 задания. Ранее это были тесты, а сейчас вопросы по анализу текста. Многие задания просто поменяют местами. Зато вторую часть экзамена упростят, например, уберут сочинение.
  10. История. Увеличат количество вопросов по всемирной истории с 2 до 4. Представят несколько вариантов задания 22, где требуется подобрать аргументы.

Новые перспективные модели ЕГЭ с 2022 года

Обновленные перспективные модели ЕГЭ обнародовали в декабре 2020 г. на сайте Федерального института. Школьники, заканчивающие 11 класс в 2021 г., будут экзаменоваться по тем КИМ, которые обнародовали в конце лета 2020 года.

Изменения в проведении ожидают выпускников 2022 г. Это ученики, обучавшиеся с первого класса по новым стандартам. Их обучали не просто знать факты, но и искать им практическое применение.

Планируется постепенный переход от проверки знаний учеников к демонстрации практических навыков. Пока еще нет окончательно одобренных моделей ЕГЭ 2022 года, имеются только пробные КИМ.

Скольких предметов коснутся изменения? По предварительным данным в одиннадцати предметах поменяются задания. Базовая математика, информатика, иностранные языки (кроме английского) останутся без изменений.

Важно уяснить, что перспективные модели – это концептуальная разработка. Институт измерений занимается не только разработкой заданий для экзаменов, но и формирует новые подходы в оценке знаний, создает необычные технологии, которые не всегда внедряются. А если и внедряются, то постепенно.

Нововведения вводятся в ЕГЭ после долгих дискуссий. Проводится несколько этапов апробации, в которых принимают участие выпускники из разных регионов с разным уровнем подготовки. Потом проводится анализ результатов. Далее повторный этап апробации, после чего формируется подробный план корректировки КИМ.

ФИПИ стремится перейти от бытового к предпрофессиональному контексту. Задания по одной науке будет перекликаться с другими, например, химия с экологией и медициной, биология с химией и ветеринарией, география с социологией и экономикой, математика с робототехникой и экономикой.

Сейчас школьные стандарты предусматривают, что последние два года – профильные классы, где глубоко и системно изучаются определенные предметы. Непрофильные предметы изучают на базовом уровне.

Разработчики КИМ не отрицают, что без большого желания и старания со стороны ученика, а также без помощи репетитора не обойтись. Одной школьной программы недостаточно для того, чтобы получить 100 баллов на экзамене.