Как не бояться перед экзаменом в музыкальной школе

Как уменьшить состояние стресса перед экзаменом

То, что любой экзамен – стресс, известно с незапамятных времен. Волнуются все – и отличники, и двоечники. Полностью погасить стрессовую составляющую экзамена невозможно. Ее можно только уменьшить, свести к минимуму.

Как это сделать?

  • Во-первых, нужно задуматься (в хорошем смысле этого слова) об экзамене заблаговременно. Много лет занимаясь подготовкой учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда ко мне обращаются за помощью буквально за полтора-два месяца до нее, когда что-то поправить уже весьма проблематично.
  • Во-вторых, продолжать суммировать и накапливать уже имеющиеся знания по предмету. Здесь и поможет так часто ныне упоминаемая мотивация, которая к старшим классам должна трансформироваться от «хочу» к «надо» (пусть даже вынужденное). Здесь максимальную поддержку ребенок может и должен получить именно в семье. При всем уважении к огромному количеству педагогов, продолжающих честно и практически бескорыстно (кроме столицы) выполнять свой профессиональный долг, глупо скрывать, что наплевательское отношение к труду учителя со стороны власти не отражается на мотивации самого учителя и не порождает апатию, а часто и полное равнодушие последнего.
  • В-третьих, выработать грамотный и правильный подход к решению самих экзаменационных заданий по тому или иному предмету. Например, по русскому языку, решая наиболее сложные задания, использовать имеющиеся знания для исключения заведомо неправильных ответов, повышая тем самым вероятность правильного.

Все три упомянутые обстоятельства на самом деле тесно связаны между собой, а потому и разрешаются вместе. Причем третье больше относится к вопросу методологии и предназначено скорее для «натаскивания» на экзамен, чем на освоение предмета.