Как не боясь идти на экзамен

Как не боясь идти на экзамен

Как не волноваться перед экзаменами? Советы опытного экзаменатора

Так все думают.

Что делать?
Брать в союзники главного врага — самого учителя. Какими бы ни были сложными ваши отношения, он всегда пойдёт к вам навстречу, если вы обратитесь к нему за помощью по поводу его предмета. Просите его давать дополнительные задания, всё, что угодно. Во-первых, вам это поможет реально помочь, учителю виднее, где у вас проблемы в знаниях. Во-вторых у вас наладится контакт, вы будете меньше нервничать на его уроках, а он — перестает придираться. Ты выровняешься и забудешь об этой проблеме вообще. Условие одно: заниматься и выполнять всё, что задаст учитель. Сами понимаете.

Проблема №5: "Я всё учил(а), знал(а), а когда вызвали отвечать — забыл(а)"
Ну что же, вы встретились с такой взрослой проблемой, как страх публичных выступлений. Волнение, мысли о том, что на тебя смотрит весь класс и преподаватель, лишают вас уверенности в себе. Голова становится пустой, ни одной мысли ни приходит на ум. Но к вечеру вы готовы рассказывать текст страницами, не сбиваясь, и оказывается — вы всё помните. Всему виной — страх публичных выступлений и неправильная подготовка.

Что делать?
Всё очень просто — вам не стоит учиться в одиночку. Разобрались в материале, выучили что-то, решили задачу — молодец. Вам нужно сразу кому-то это рассказать. Так вы поймёте, что из материала уяснили хорошо, а что не очень. Вашими помощниками станут родители и ближайшие друзья. Кстати, если они же — твои одноклассники, вы отлично поможете друг другу — слушая один и тот же материал друг от дружки, вы дополнительно запоминаете его.

Вот все и позади! Выпускники 2011-го, в том числе и я, сдали экзамены и уже наслаждаются отдыхом и летом. Прошел целый год напряженной работы, страхов, переживаний, бессонных ночей. От одного только слова «ЕГЭ» бросало в дрожь.

В последний месяц слышать его приходилось раз десять в день. Многочисленные разговоры вокруг этого экзамена пугали, нагнетали панику, порождали неуверенность в себе. Единственное желание – сдать побыстрее. Уже не важно, с каким результатом, лишь бы сдать, перейти порог. Не было времени даже купить выпускное платье. «Сейчас не до этого!» – заявляли многие, а в последние дни перед балом сломя голову искали себе наряд. Именно эти ощущения охватывали и меня. Но были одноклассники, которые особо не переживали. «Прорвемся!» или «Все мы сдадим!» – говорили они. И действительно, прорвались, весь класс получил аттестаты!

Страшнее всего идти на первый экзамен. После бессонной ночи я отправилась сдавать литературу. Оказалось, все не так ужасно. Получив экзаменационные бланки, все вздохнули с облегчением. Почти не удавалось переговариваться друг с другом, да и знакомых в аудитории не оказалось.

Как не бояться экзаменов

Надеяться пришлось только на себя. И остальные экзамены прошли «как по маслу». Единственное, что волновало, – объявление результатов. Узнали баллы спустя 10-12 дней после ЕГЭ. А по некоторым предметам – лишь только на выпускном вечере. Это как если больной придет к врачу, ему измерят температуру, но не поставят диагноз, пока не измерят ее у всех больных и не высчитают среднюю.

Кто-то, как я, доволен результатами, а кто-то сетует на себя или на всю систему образования. ЕГЭ сегодня уже является делом совершенно привычным. После сдачи всех экзаменов у меня коренным образом изменилось к нему отношение (раньше я видела в ЕГЭ только минусы). Что касается русского языка, то я считаю экзамен идеальным. По математике, по мнению многих одноклассников, необходимо заменить некоторые задания на более легкие. Какой смысл давать задания, которые не только медалисты, но порой и сами учителя решить не могут?

Один из самых значимых плюсов ЕГЭ – возможность абитуриентам из маленьких городов поступить в лучшие вузы страны. Экзамены нужно сдавать только раз – в школе, таким образом, в середине июня уже все свободны.

Противники ЕГЭ в основном говорят о необъективности результатов и невозможности оценить реальные знания учащихся по тому или иному предмету. Что касается тестовых частей, то здесь можно дать правильный ответ методом «тыка». В особенности критиковали ЕГЭ по литературе. Одноклассники в один голос заявляли, что литература – творческий предмет, а экзамен убивает творчество, мешает абитуриентам раскрыть все способности. Проверка сочинений вообще очень субъективна. Ученики, у которых нестандартное мышление, собственный взгляд на многих героев книг и их поступки, на ЕГЭ могут просто провалиться. Почти все знакомые мне филологи разделяют эту позицию. Мой учитель литературы, например, считает, что экзамен должен проходить исключительно в устной форме.

Следует также отметить, что времени почти никому не хватает. Я была свидетелем того, как девушка написала все пять заданий в черновике, но два из них не успела переписать в экзаменационные бланки. Как это обидно! А еще я не согласна с тем, что сертификат с результатами действителен всего лишь два года, затем необходимо опять сдавать экзамены.

С появлением новой итоговой аттестации выпускников появились надежды, что коррупция в стране исчезнет. Но разве в практике ЕГЭ отсутствуют мошенничество и подтасовка результатов? Стоит вспомнить историю, произошедшую в этом году в Москве, где студенты МФТИ сдавали экзамен по математике за школьников. А сколько аналогичных случаев, о которых ничего не известно?

На мой взгляд, главный минус экзамена – это стресс, которому подвергается большинство тех кто его сдает, а также родителей.

Одним словом, чего больше у ЕГЭ – плюсов или минусов, сказать сложно. Вероятно, система будет модернизироваться, и годы покажут, насколько она эффективна. Единственное напутствие, которое мне, как человеку, сдавшему экзамен, хочется дать будущим одиннадцатиклассникам – не бойтесь ЕГЭ! Не слушайте учителей, которые вас запугивают, говорят, что вы не сдадите. Сдать – реально, только нужно приложить максимум усилий.

ЕГЭ в Ставропольском крае.

Фото: Александр ЦВИГУН

Кристина ГАЗАРЯН

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Если вас преследуют кошмары или вы не можете спать по ночам, волнуясь о грядущем ЕГЭ или ОГЭ, то эта инструкция поможет преодолеть вам ваши страхи!

1
Прежде всего разберитесь в себе. Почему вы чувствуете тревогу?

Как перестать бояться сложного экзамена?

Вы плохо подготовлены и боитесь плохо сдать экзамен? Быть может, виной всему шумиха, раздуваемая прессой? Возможно, вы хотите оправдать надежды родных, возложенные на вас? Или преследует чувство, что именно сейчас решается ваша судьба?
В любом случае ваш страх оправдан и не стоит себя корить за него. Ведь все нервничают перед самыми важными событиями в жизни: перед свадьбой, рождением ребенка, первым выходом на работу. Страх — помощник, помогающий осознавать важность события, которое вот-вот произойдет с вами. Вам приходилось, наверное, слышать, как люди, испугавшись, развивали невиданную скорость, пролезали в очень узкие щели, взлетали одним махом на высоту своего роста. Поэтому не стоит стремиться избавиться от страха вообще: как и все, что дано нам природой, он имеет свое назначение и полезен.
2
Накануне экзамена постарайтесь расслабиться. Хорошо отдохните: сходите на прогулку с друзьями, помедитируйте или посмотрите комедию. Возможно, вам на пользу будет разговор с родными, которые расскажут о том, как они сдавали экзамен, поделятся своими впечатлениями, опытом, советами. Если вдруг вы чувствуете, что страх парализует, и вы не можете ни о чём другом думать, то лучше поговорите с родителями. Возможно они предложат более эффективные средства для преодоления страха.
3
Игнорируйте или даже избегайте людей, которые склонны поднимать панику по поводу этих экзаменов. Жизнь есть после ЕГЭ и ОГЭ! Это доказано наукой и миллионами тех, кто их сдал! А раз так, то у вас будет бесчисленное количество возможностей изменить, исправить, улучшить свои результаты. Подумайте о том, что экзамен лишь одно из многих испытаний в вашей жизни, которые были и будут.
4
Обязательно хорошо выспитесь накануне экзамена. Постарайтесь перед ЕГЭ или ОГЭ позавтракать, но не слишком плотно. Будьте в хорошем расположение духа, настройтесь на победу!

Теги:егэ, огэ

Главная → Психология

Боязнь сцены, страх сдавать экзамены

Боязнь сцены, страх сдавать экзамены

В каких случаях возникает?

Сдача экзаменов и тестов не очень приятная процедура, но это является неотъемлемой частью нашей жизни. Уже в детском саду дети должны учить стихи или играть в спектаклях. Позднее начинаются различные проверки, во время которых оцениваются наши школьные или профессиональные знания. У многих людей подобные проверки вызывают страх. Похожие ощущения могут спровоцировать и ситуации, не связанные со сдачей экзамена или проверкой навыков. Например, для некоторых людей спросить в общественном месте, где находится туалет, является самым настоящим испытанием. Представители различных видов искусства, например, актеры, перед выступлением испытывают беспокойство, у многих возникает так называемая боязнь сцены.

Как проявляется?

Паническая фобия сцены проявляется по-разному. Под действием страха изменяется душевное и физическое состояние, реакции и действия человека. Страх тесно связан с чувством незащищенности и повышенной раздражительностью. Тело напрягается, затылок становится ригидным, человек плохо спит. Людям, испытывающим страх, трудно сконцентрироваться. Их мысли как будто блокируются, они ничего не замечают или просто-напросто забывают все, что выучили. Часто люди, стремясь не думать о предстоящем серьезном тесте, принимают успокаивающие лекарства, а нередко и алкоголь. Каждый человек переживает боязнь экзаменов или сцены по-своему. Кроме того, нередко люди, ожидающие тех или иных жизненных испытаний, опасаются абсолютно разных вещей. Одни боятся готовиться к экзамену, другие — самой проверки, третьи — экзаменатора. Чаще всего люди опасаются, что не сдадут экзамен, не верят в свои силы, стесняются.

Боязни сцены и экзаменов можно «научиться». Если родители испытывали сильное волнение перед экзаменами, то страх может проявиться и у ребенка, который подсознательно будет следовать их реакциям и поведению.

Причины развития фобии

Многие люди перед экзаменом или публичным выступлением испытывают страх, и это естественно. Однако иногда чувство страха настолько велико, что человек, несмотря на хорошую подготовленность, не способен ясно мыслить и действовать. Страх словно парализует человека. Как правило, человек боится не самого экзамена, а его последствий. Он беспокоится о том, как его знания и умения будут оценены экзаменатором, публикой или критиками. Страх усиливается и в тех случаях, когда преувеличиваются значение и последствия предстоящего экзамена или выступления. Перед экзаменом человек должен попытаться избавиться от мрачных мыслей и ориентироваться исключительно на хороший результат и успех. Ведь не секрет, что сегодня неспособность справиться с работой приравнивают к катастрофе. Подавить чувство страха может помочь воспоминание о самом грустном событии в жизни. Если вы подумаете, например, о последствиях страшной катастрофы, то поймете, что неудача на экзамене — это еще не конец света.

Какие эмоции способен испытывать человек? Согласно К. Зарду, существует 10 основных эмоций: радость, заинтересованность, возбуждение, удивление, грусть, злость, презрение, страх, стыд, чувство вины.

Страх перед экзаменом — как преодолеть

Большинство из них проявляются уже в грудном возрасте. Некоторые психологи рассматривают любовь как отдельное чувство, другие утверждают, что «это сочетание радости, заинтересованности и возбуждения».

Как побороть свои страхи?

  • В первую очередь необходимо научиться воспринимать страх как нормальное явление.
  • Очень хорошо подготовиться к экзамену.
  • Необходимо выяснить для себя истинную причину боязни выходить на сцену.
  • Подумать, какие аргументы могли бы помочь успокоиться.
  • Как только возникнет сильное волнение, необходимо все время думать только о хорошем.
  • Если Вы не можете побороть свою боязнь, то поговорите с друзьями или обратитесь к психологу.
  • Надо научиться воспринимать страх как явление, которое помогает совершенствоваться.

Другие статьи по теме:

Боязнь летать, авиафобия

Боязнь высоты

     ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ

     Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании модели адекватного отношения к подготовке и проведению экзаменов. При подготовке к экзаменам, нужно обязательно верить в себя. Чем меньше веры в свои собственные силы, тем больше страх, который может парализовать и даже свести на нет все действия.

     Если ты думаешь про себя: "У меня слабая память!", "Я неспособна к математике!" или "Я этот экзамен не сдам никогда!", то распоряжение, отданное твоим нервным центрам, ослабленное. И нет ничего удивительного, что все идет с трудом. Странно, если бы было иначе. Так что плохих оценок самого себя надо решительно избегать. 

 
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ? СОВЕТЫ ПЕДАГОГА

Начнем с утверждения, что экзамен — это попросту проверка того, что ты умеешь… С ответа самому себе на этот вопрос, очень важный вопрос, надо начинать подготовку к экзаменам.I этап.Определи для себя, что ты умеешь и чего не умеешь прежде всего для того, чтобы не повторять всего подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего "умениями "неумения".II этап.Составь план повторения Подготовку к экзаменам лучше всего начать за два месяца перед началом экзаменов. При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. Неделю перед экзаменами предназначь для просмотра планов, конспектов, которые-конечно же! — ты составлял в ходе повторения материала.III этап.Третий этап подготовки к экзаменам состоит в том, чтобы ты спокойно и решительно ничего не делал. Это значит: за день перед экзаменом, также в дни самих экзаменов не повторяй уже ничего. В этом нет необходимости, это может тебе только навредить. Твои знания должны иметь хотя бы один день времени, чтобы "уложиться " в голове.Итак, в чем же разница между ежедневной подготовкой к урокам и подготовкой к экзаменам?1. Ты должен усвоить на память большое количество материала, значительно больше, чем при подготовке уроков на каждый день.
2. По этому материалу учитель не спрашивает тебя по "горячим следам", ты должен это делать сам или с другом.
3. В целом ты не изучаешь что-то новое, а только повторяешь, вспоминаешь то, что когда-то учил.
4. Если ты чего-то не понимаешь, имеется возможность, чтобы тебе объяснили в классе.

 
 КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

     Общее правило: на экзамен надо приходить в такой "форме", в какой должен приходить спортсмен на соревнование. Иначе говоря: в момент сдачи экзамена мозг "спортсмена" должен работать с возможно наибольшей производительностью. А часто случается, что именно во время экзамена ты используешь только одну третью часть или половину того, о чем знаешь! Почему?
На способность хорошо сдать экзамен влияют три основные положения:

1. Хорошая подготовка.
2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.
3.

Что делать, если не знаешь предмет экзамена?

Не волноваться! Поймите, что как только пришли на экзамен, то с этого момента от Вас уже ничего не зависит, а уж волнение тем более Вам не поможет, а только будет мешать сосредоточиться. Пить различные успокоительные препараты мы тоже не рекомендуем, так как они понижают скорость реакции и мышления, чего Вам уж точно нельзя допустить. Тем не менее, если чувствуете себя плохо (сильно тошнит, болит живот, кружиться голова), то в этом случае можете выпить немного валерьяны или пустырника.

Чтобы перестать волноваться, следует чем-то себя отвлечь перед экзаменом, например, увлекательным фильмом или книгой, общением с друзьями, игрой на компьютере и т.п. Важный нюанс: на экзамене тоже возьмите себя в руки и избавьтесь от волнения, однако перед преподавателем наоборот показывайте и говорите о своих волнениях. Такой метод позволит в одно время сосредоточить все свои мысли на вытянутом билете, с другой же – намекнуть преподавателю, что причина плохого ответа кроется в сильном волнении и всё как будто бы вылетело из головы.

на экзамене тоже возьмите себя в руки

Выдавать больше информации при ответе. Если Вы действительно ничего не знаете по вытянутому билету на экзамене, то всё равно не должны молчать или сдавать пустой лист. Дело в том, что учителей, которые принимают у Вас экзамен, также проверяют и если они увидят или узнают о том, что Вы ничего не ответили, но была поставлена удовлетворительная оценка – преподаватель может иметь проблемы. Однако если Вы сдаете лист, на котором написан ответ (пусть даже там по сути ничего нет), то учитель уже может Вам поставить хотя бы минимальную оценку, т.к. детально работы редко когда проверяются, а просматриваются бегло: есть Вопрос, есть ответ … и всё.

Примерно такая же ситуация с устным ответом, позади Вас могут находиться другие ученики, которые могут увидеть, что Вы молчали, но была поставлена хорошая оценка. Но если будете отвечать и рассказывать (пусть не по билету), то вслушиваться, что конкретно отвечаете – никто не будет. Да и при таком ответе преподаватель тоже сможет понять, хоть что-то, но знаете. Кроме того, он сможет помочь Вам ответить наводящими вопросами.

Выдавать больше информации при ответе

Если же будете просто молчать или сдадите лист бумаги, на котором будет написано только число, фамилия и номер билета, то Вы попросту не оставляете преподавателю никакого выбора кроме как поставить Вам не зачёт.

Пойти отвечать первым. В данном пункте нужно уловить логику и понять причину, почему на экзамене следует отвечать первым и особо тем лицам, которые не подготовлены или мало чего знают по этому предмету. В начале экзамена преподаватели бодрые и имеют хорошее настроение (хотя не всегда – это нужно проверить), кроме того, они понимают, что те, кто отвечает первыми – им сложнее, потому как не знают, как преподаватели спрашивают. В связи с чем получить оценку чуть выше – проще. То есть, увидев Ваше виляние в ответе и уходе от темы – они поймут, что билет знаете плохо или не знаете вообще. И здесь у Вас будет два варианта исхода – поставят минимум и отпустят, либо посадят на задние ряды и скажут учить, и как выучишь – иди отвечай. Второй вариант предполагает первый исход, но только в растянутом времени.

Если же Вы соберетесь отвечать одним из последних, то рискуете попасть на уставших и нервных преподавателей, им уже надоело помогать ученикам, которые ничего не знают, но нагло хотят получить хорошую отметку. Поэтому Вам грозит вообще завалить экзамен. Хотя и тут есть исключения: когда преподаватели устают к концу экзамена, и хотят скорее уйти домой, могут по ускоренной процедуре закрыв глаза на недостаток знаний поставить оценку. Другими словами, изучите повадки преподавателя!Пойти отвечать первым

Наладить отношение с преподавателями. Исход экзамена во многом зависит и от отношений с преподавателями, которые будут принимать экзамен. Если отношения подпорчены, то милости не ждите – будут мучить до последнего. Поэтому перед самим экзаменом Вам следует задобрить преподавателей. Сделать это желательно до экзамена путём хорошего поведения, послушания, оказания помощи или сюрпризом. Даже небольшой знак внимания поможет задобрить самого злого учителя.

Наладить отношение с преподавателями

Прийти с хорошим настроением и красиво одетым. Даже если Вы совершенно не готовились к экзамену, то всё равно должны уважать традиции и правила – для этого постарайтесь выглядеть на экзамене неотразимо, однако без вульгарности (это касается девушек). В противном случае можете вызвать у учителей негодование и упрёки о несоблюдении правил этикета и школьных норм.

Что же касается настроения, то хороший настрой заразителен и легко передается собеседнику, если Вы придете на экзамен с улыбкой на лице и будете веселы, Вы тем самым передадите этот юношеский задор приемной комиссии. Не бойтесь шутить, главное во всём знайте меру. Хорошее настроение положительно скажется и на Вашей отметке. Пусть это сыграет не главную роль в оценке Ваших знаний, но может стать решающей.

Сесть рядом с отличницей/отличником. Когда экзамен письменный и Вы совершенно не готовы к нему, то настоятельно рекомендуем садиться с теми учениками, которые хорошо знают предмет и помогут в написании экзамена, пусть даже немного. Большую роль при этом могут играть симпатии, к примеру, красивой девушке всегда и безотказно поможет невзрачный заучка, а красивому парню – девушка. Если таковых симпатий нет, то садитесь с теми, кто наверняка Вам поможет безотказно.

Оптимальным местом “посадки” будет парта, которая максимально закрывает Вас от преподавателя. Садитесь рядом с этим человеком или впереди него, чтобы смогли сами повернуться и попросить помощи. Ни в коем случае не садитесь позади него, так как если он будет постоянно поворачиваться к Вам, то замечания от преподавателя получит именно он, а не Вы. Подставлять угрозе человека, который решился Вам помочь – нехорошо. Да и не факт, что потом он решит повернуться. Ваш же риск будет оправдан, Вы ведь всё равно ничего не знаете. Общаться лучше через записки, которые передавайте, не поворачиваясь к оппоненту. В противном случае, будете сразу замечены. Договариваться о помощи следует заранее, однако просить помощи лучше не сразу, а через 5-10 минут, когда он сам найдет ответ на свой вопрос в шпоре, тетрадке или голове. 🙂

Помощь Вы получите быстрее, если сможете помочь в ответ. К примеру, найти формулу, поспрашивать у других о наличии шпоры на такой-то билет, и даже вторая запасная ручка может помочь обязать человека помогать Вам. Если же у Вашего помощника есть шпоры, то шёпотом подсказывайте ему, когда можно искать ответ, а когда нельзя.Сесть рядом с отличницей/отличником