Как начать подготовку к экзаменам в 9 классе

Как начать подготовку к экзаменам в 9 классе

Содержание

Государственная итоговая аттестация: всё, что нужно знать школьникам и родителям

Основное и среднее образование в России завершается проведением государственной итоговой аттестации. ГИА, ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ — к 9 классу на голову родителей и детей сваливается множество новых терминов и правил. В этой статье мы расскажем, как не запутаться в аббревиатурах и раз и навсегда уяснить, когда какие экзамены сдаются.

Что такое ГИА

ГИА — это государственная итоговая аттестация. Это общее название экзаменов, которые должны сдавать школьники для получения аттестатов государственного образца.

ГИА имеет три формы.

  1. ОГЭ — государственная итоговая аттестация в 9 классе.
  2. ЕГЭ — государственная итоговая аттестация в 11 классе.
  3. ГВЭ — письменные и устные экзамены в и 9 и 11 классе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

ГИА завершает образовательные программы основного и среднего общего образования в Российской Федерации. Порядок государственной итоговой аттестации регламентируется соответствующими приказами Министерства образования и науки РФ (ныне — Министерства просвещения) от 25.12.2013 г. и 26.12.2013 года.

В народном сознании термин ГИА тесно связан преимущественно с 9 классом. Дело в том, что подобные экзамены проводились в качестве эксперимента в некоторых регионах России ещё с 2000 года. Добровольные апробации девятиклассников носили название ГИА. В 2009 году форма аттестации выпускников стала обязательной по всей стране под названием ЕГЭ, а в 2014 году ввели обязательную аттестацию и для обучающихся 9 классов, переименовав в ОГЭ.

Рассмотрим каждую из форм ГИА подробнее.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) — это итоговый экзамен за курс основного общего образования в России. Первое большое испытание для школьников, которое проверяет знания, полученные за 9 лет.

ОГЭ состоит из четырёх экзаменов — математики, русского языка и двух предметов по выбору.

Можно сдать ОГЭ и пойти в колледж или техникум вместо старших классов. Важно отметить, что результаты государственной итоговой аттестации 9 класса не используются для приёма в учреждения среднего профессионального образования напрямую. Но от результатов ОГЭ зависят оценки в аттестате, который и будет смотреть приёмная комиссия в колледже.

Критерии допуска к ОГЭ

  • К ОГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие ни одной академической задолженности за 9 класс и выполнившие учебный план.
  • Обучающийся должен получить зачёт по итоговому собеседованию по русскому языку. Это новое явление. Апробация устной части экзамена по русскому языку, официально именуемой «Итоговое устное собеседование по русскому языку», началась лишь в 2018 году.

ОГЭ по математике

Государственная итоговая аттестация по математике в 9 классе подразделяется на два модуля: алгебра и геометрия. Минимальное количество баллов для получения аттестата — 8. При этом по модулю «Алгебра» необходимо набрать не менее 6 баллов, по модулю «Геометрия» — не менее 2.

ОГЭ по русскому языку

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе требует выполнения заданий с выбором ответа, заданий с полным ответом, сочинения и изложения. Текст изложения ученики прослушивают из аудиозаписи на диске, который прилагается к КИМам — контрольно-измерительным материалам. До экзамена КИМы находятся в закрытом конверте, который вскрывается на глазах экзаменуемых.

ОГЭ по предметам на выбор

Можно выбрать две дисциплины из утверждённого списка.

  • Физика.
  • Биология.
  • Химия.
  • География.
  • Обществознание.
  • История.
  • Литература.
  • Информатика и ИКТ.
  • Иностранные языки.

Для получения аттестата за 9 класс необходимо сдать основные предметы (русский и математику) и преодолеть минимальный порог по дополнительным. Если не хочется, можно не выбирать дополнительные предметы вообще. Но большинство школьников сдают все четыре экзамена, так как хотят проверить силы и потренироваться перед грядущим ЕГЭ.

Даже если школьник намерен пойти в колледж, он также не обязан выбирать дополнительные предметы. Приёмную комиссию будет интересовать только аттестат. Но при прочих равных условиях баллы ОГЭ по профильным предметам будут решающими. Поэтому рекомендуется сдать ОГЭ по подходящим дисциплинам. Например, для поступления в медицинский колледж пригодится ОГЭ по химии и биологии.

Самыми популярными предметами по выбору являются английский язык и обществознание.

Единый государственный экзамен — это итоговый экзамен за курс среднего общего образования в России. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных испытаний в вузах.

Как и на ОГЭ, ученики сдают ЕГЭ по двум обязательным предметам: русскому языку и математике (базовой, профильной или обоим), а остальные дисциплины выбирают самостоятельно из 9 дисциплин утверждённого списка.

  • Иностранный язык.
  • История.
  • Физика.
  • Химия.
  • Биология.
  • География.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Информатика и ИКТ.

Сертификат ЕГЭ действителен в течение четырёх лет, следующих за годом сдачи экзамена.

Критерии допуска к ЕГЭ

  • К ЕГЭ допускаются обучающиеся, не имеющие ни одной академической задолженности за 11 класс и выполнившие учебный план.
  • Для допуска к ЕГЭ обучающийся должен получить зачёт по итоговому сочинению. Традиционно проводится в декабре.

ЕГЭ по математике

Проводится на двух уровнях: базовом или профильном. Профиль сдают те, кто поступают на соответствующие специальности в вузы. Если будущий профиль ребёнка в вузе не связан с математикой, достаточно сдать базу.

В варианты базового и профильного уровней входят задания по простейшей арифметике, алгебре, геометрии (планиметрии и стереометрии), статистике, началам анализа.

В профильном экзамене акцент делается на разделах, которые позже будут углублённо изучаться в вузах на технических, технологических, экономических и естественно-научных факультетах.

Оба уровня включают задания разной сложности: от простых до заставляющих пошевелить мозгами и вспомнить весь пройденный курс.

ЕГЭ по русскому языку

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя задания, различающиеся формой и уровнем сложности.

Сначала идут задания с кратким ответом: нужно либо самостоятельно сформулировать его, либо выбрать из предложенного перечня вариантов.

Во второй части испытуемый пишет сочинение, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

ЕГЭ по предметам на выбор

Сдавать можно любое количество необязательных предметов — всё зависит от того, какие требования предъявляет вуз. Перечни предметов обычно вывешиваются на сайтах учебных заведений.

Можно не сдавать дополнительные дисциплины вообще. Но тогда ученик не сможет поступить в университет.

Государственный выпускной экзамен — это упрощённая версия аттестации в 9 и 11 классах. Её сдают ребята, у которых есть ограничения по здоровью.

Если ученик хочет сдавать ГВЭ вместо ОГЭ или ЕГЭ, нужно пройти специальную комиссию, состоящую из психологов, медиков и педагогов.

Комиссия определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья и выдаёт специальное заключение. Имея на руках этот документ, выпускник и его семья могут выбирать, какая форма итоговой аттестации подходит им больше.

ГВЭ предусматривает различные послабления. Приведём основные из них.

  • Формат экзамена определяется на основании заключении медицинской комиссии. Иногда право выбора формата экзамена предоставляется самому выпускнику прямо на самом экзамене. Например, на ГВЭ по русскому языку можно выбирать между написанием изложения или сочинения.
  • Время экзамена всегда увеличено на 1,5 часа.
  • Для тех выпускников с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут явиться на экзамен, организуется его проведение на дому: приходят два организатора, а квартира оснащается системой видеонаблюдения.

Подготовка к ГИА

Итоговая аттестация требует от обучающихся не только системных знаний, но и довольно специфических умений: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки.

Важно не только знать школьную программу, но и формат конкретного экзамена. Для этого необходимо регулярно тренироваться, решая демоверсии, пробники и экзаменационные варианты прошлых лет. ГИА подразумевает непрерывное «набивание руки».

Можно готовиться к государственным экзаменам самостоятельно, а можно подключать репетиторов, дополнительные курсы или онлайн-школы.

Вот несколько преимуществ подготовки к государственной итоговой аттестации в домашней онлайн-школе «Фоксфорда».

Персональные маршруты

Подготовка к государственным экзаменам в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» начинается с 8 класса. Прокачивать предметы, необходимые для сдачи экзаменов, можно в рамках индивидуального образовательного маршрута. В «Домашней школе Фоксфорда» их шесть: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, естественно-научный и социально-гуманитарный. В каждом маршруте есть модуль подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Профориентация

Ребёнок не знает, что сдавать в качестве дополнительных предметов и какую специальность выбрать? Профориентационная программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» включает в себя тест, разработанный платформой Skillfolio, и консультацию с тьютором. Результаты теста покажут сильные и слабые стороны ребёнка, его компетенции и склонности. А тьютор поможет интерпретировать тест и сделать выбор в пользу конкретного образовательного маршрута.

Классные преподаватели

В «Фоксфорде» работают лучшие преподаватели из ведущих вузов страны, которые являются членами жюри олимпиад и действующими экспертами государственной итоговой аттестации. Они горят своим делом и стремятся заразить учеников любовью к предмету.

Лайфхаки для учеников

К каждому ученику может быть прикреплён персональный куратор. Задача куратора — помогать в разрешении любых вопросов, мотивировать учиться и поддерживать. Большинство кураторов — умные и талантливые студенты старших курсов или недавние выпускники. И они с удовольствием делятся своим опытом сдачи государственных аттестаций.

Доступность

Все занятия проходят на портале foxford.ru — можно подключаться онлайн или смотреть записи в любой удобный момент, с любого устройства. Не нужно тратить время на дорогу.

ГИА — обязательный экзамен, которым завершаются образовательные программы основного и среднего общего образования в Российской Федерации. Формами государственной аттестации являются ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Ребята с ограничениями по здоровью могут сдавать ГВЭ — упрощённую версию экзаменов.

Подготовка к государственной итоговой аттестации может включать в себя как самостоятельную работу, так и занятия с репетиторами, на курсах или в онлайн-школе.

Ученики «Фоксфорда» сдают ЕГЭ на 20% лучше, чем в среднем по России. Ребята добиваются своих целей, побеждают в олимпиадах и поступают в лучшие вузы страны. Присоединяйтесь и вы!



Подготовка к ОГЭ. Когда начинать готовиться?

ОГЭ – это основной экзамен для всех российских девятиклассников. В рамках мероприятия ребята сдают две обязательных дисциплины – русский язык и математику и еще два школьных предмета по собственному выбору. По результатам тестирования выясняется, насколько хорошо подросток знает программу и готов ли он к последующему обучению в десятом классе или переходу в колледж.

Ранняя подготовка – хорошо это или плохо

Некоторые преподаватели рекомендуют начинать интенсивную подготовку к ОГЭ с 5 класса. Это позволяет качественно и без спешки усвоить большой объем материала, дополнительно проштудировать изначально непонятные моменты в школьной программе и хорошо закрепить полученные знания.

В этот же период нужно определить, какие из вспомогательных предметов ребенок хочет сдавать вместе с математикой и русским языком. Это важно, так как именно на этих дисциплинах понадобится сосредоточиться. Если к 6-7 классу в выбранных позициях не наметится заметных успехов, можно попробовать переключиться на другие науки. Времени на это будет достаточно.

Ранний метод подготовки дает хорошие результаты и не накладывает на ученика слишком большую дополнительную нагрузку. Даже если ребенок болел или пропускал занятия по каким-либо другим уважительным причинам, всегда остается время для наверстывания упущенного без угрозы переутомления, ущерба для здоровья и ухудшения самочувствия.

Однако, не все учителя солидарны в эффективности столь ранней подготовки. Часть педагогов считает, что в этом случае ученик зацикливается только на изучении четырех предметов и уделяет значительно меньше внимания дисциплинам, не входящим в перечень экзаменационных. В результате за годы, предшествующие экзамену, ребенок получает ограниченное количество знаний, что негативно сказывается в будущем при сдаче заключительных тестов по окончанию одиннадцатого класса.

Когда начинать готовиться – оптимальные сроки

Большинство педагогов придерживаются мнения, что основательную подготовку стоит начинать в 6-7 классе. В это время уже понятно, какие предметы даются ученику легко, а над чем приходится работать значительно серьезней.

Этот период прекрасно подходит для выбора двух свободных дисциплин для последующей сдачи экзаменов. Лучше, если это будут действительно интересные ребенку увлекательные науки. Испытывая любопытство и желание глубже погрузиться в тему, школьник проявит энтузиазм и легко запомнит специфические формулы, сложные даты и прочую профильную информацию.

Особенности экстренной подготовки

Немало приверженцев у идеи начала подготовки в конце 8 класса. Адепты этой теории считают, что за короткое время значительно проще сконцентрироваться на четырех предметах и получить на экзамене отличный результат. Конечно, придется работать в усиленном режиме и много заниматься дополнительно, но значительных трудностей у основной массы школьников это не вызовет. Ребята уже будут знать большую часть необходимого материала, а репетитор поможет закрепить полученную в классе информацию.

Поверка знаний – залог успеха на экзамене

Уверенность в собственных силах – отличная черта, но только в том случае, когда она подкреплена реальными знаниями. Ребенок не всегда способен адекватно оценить свое владение предметом, но на вопросы родителей он, как правило, отвечает, что знает тему хорошо. Часто этих слов хватает и о том, что сын или дочь не готовы к экзамену, взрослые узнают в самый последний момент, когда ни учеба, ни репетиторы уже не способны повлиять на положение дел.

Чтобы избежать этой неприятной ситуации, нужно принять некоторые меры:

• обязательно регулярно проверять знания ребенка;
• уделять особенное внимание тем предметам, которые предстоит сдавать.
Чем чаще будут проводиться тесты, тем лучше в памяти ученика отложится необходимая информация.

Однако, перегибать палку и слишком жестко «натаскивать» детей не нужно. Чрезмерное моральное напряжение может вылиться в стресс и резкое ухудшение самочувствия, а в таком состоянии вспомнить необходимые формулы, правила грамматики, важные исторические даты или атом металла, входящий в состав молекулы гемоглобина, будет крайне проблематично.

Универсального совета, когда начинать подготовку к ОГЭ, не существует. Все зависит от личных способностей ученика и его умения концентрироваться на цели. Если школьная программа дается легко, а память не подводит, можно лишь немного поднапрячься за год-полтора до экзамена и в результате получить отличные оценки.

Когда же с освоением новых знаний есть проблемы, стоит начать интенсивную подготовку за 2-3 года до часа X, а параллельно привлечь репетитора по предметам, вызывающим трудности.



Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку

И сэкономить на репетиторах

Я — репетитор по русскому языку.

Самый популярный запрос, с которым ко мне приходят, это подготовка к школьным экзаменам. Причем не только к ЕГЭ , но и к ОГЭ — государственному экзамену для девятиклассников.

Что такое ОГЭ и зачем он нужен

С 2019 года станет обязательным еще и устное собеседование по русскому. Его будут сдавать в своих школах во втором полугодии. Чтобы школьника допустили до ОГЭ , на собеседовании нужно получить «зачет».

Например, проходной балл на бюджет в колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации — 4,91. Для такого нужно не только иметь высокие оценки по остальным предметам, но и получить за ОГЭ по русскому языку пятерку, то есть 34—39 баллов. А если школьник хочет поступить в 10 класс в более престижную школу, он будет проходить внутренний конкурс. Баллы ОГЭ там тоже играют большую роль.

Где найти официальные документы

В подготовке важно обратить внимание на три основных документа.

Демоверсия. Это образец экзаменационной работы. То, что получит школьник на самом экзамене, будет содержать вопросы и задания с похожими или даже точно такими же формулировками. В конце демоверсии есть ответы.

Кодификатор. В этом документе есть полный список тем, которые должен знать выпускник девятого класса, и умений, которыми он должен владеть. Но включить все темы в одну экзаменационную работу невозможно.

Спецификация. В ней перечислены только те темы из кодификатора, которые могут встретиться на экзамене, их намного меньше. Кроме самих тем для каждого задания указан уровень сложности, примерное время выполнения и другие параметры. Готовиться нужно именно по темам из спецификации, так вы сэкономите время.

Материалы ФИПИ для подготовки к экзаменам по русскому языку за 9 класс:

Я рекомендую ознакомиться со всей информацией на официальном сайте, чтобы ничего не упустить и сразу представить общую картину. На других сайтах та же самая информация изложена в упрощенном виде.

Начало таблицы из спецификации. Во втором столбике — темы и навыки, необходимые школьнику для сдачи экзамена

Из чего состоит ОГЭ

В демоверсии экзаменационной работы вы увидите три блока: изложение, тестовую часть и сочинение.

Вот на что я рекомендую обратить внимание.

На экзамене школьникам включают специальные аудиозаписи. Читает текст профессиональный актер дубляжа Андрей Ярославцев. Его голосом в русском дубляже говорят Дамблдор из «Гарри Поттера» и Гимли из «Властелина колец», но узнать его трудно. Аудиозапись слушают два раза, с интервалом в 3—4 минуты. Во время прослушивания разрешают делать записи в черновике.

Изложение должно быть сжатым. Рекомендуют оставить главное и опускать детали. Минимальный объем — 70 слов, включая союзы, предлоги и частицы. Я советую уложиться в промежуток от 80 до 110 слов. Придется посчитать их вручную и при необхо­димости вычеркнуть лишние или добавить недостающие.

В изложении должно быть три абзаца — так же как и в исходном тексте. Новый абзац — новый поворот темы, или, как принято говорить, новая микротема. Между абзацами читающий делает паузы, это тоже помогает ориентироваться.

Пример текста для изложения на ОГЭ

Но обратите внимание на исключения — второе и шестое задания.

Шестое задание педагоги недолюбливают. В нем речь идет о синонимах, но не о полных, например «прекратить» — «перестать». Еще требуется подобрать стилистически нейтральный синоним к устаревшему, книжному, разговорному или просторечному слову, например «продрогнуть» — «замерзнуть».

Мои ученики иногда не понимали значения слов «долговязый» или «экий», не помогал даже контекст. Вариантов ответа здесь нет, полагаться можно только на свой словарный запас.

А вы сможете подобрать синоним к слову «утлый»?

Еще в тесте есть вопросы о синтаксисе сложного предложения. В полном объеме этот материал изучается только в девятом классе. В первую очередь это касается тринадцатого задания, которое всегда посвящено одной теме — типам подчинения придаточных в сложном предложении. Эту тему разбирают в третьей четверти, поэтому не стоит забегать вперед во время подготовки. Отложите это задание до тех пор, пока школьник не изучит эту тему в школе.

Задание № 13 из демоверсии. Правильный ответ — 4

Сочинение. Это задание номер пятнадцать. Оно дается в трех вариантах: 15.1, 15.2 и 15.3. Выбрать нужно один. Все варианты подразумевают использование художественного текста из начала работы. Например, в моем варианте демоверсии это отрывок из рассказа Бориса Васильева «Экспонат №…» о том, как у матери погибшего солдата украли единственную память о сыне — письма с фронта.

15.1 — сочинение на лингвистическую тему. Ученикам дается цитата о русском языке, частях речи, синтаксисе и т. д. Вот пример задания с сокращенными формулировками:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К. Г. Паустовского.

В школе рассуждать на подобные темы не учат, поэтому для большинства девятиклассников этот вариант оказывается слишком трудным. Школьники плохо владеют терминами и не умеют связывать языковую оболочку текста с содержанием. В моей практике был только один случай, когда ученик предпочел писать сочинение по этому варианту.

15.2 — сочинение по содержанию данного текста:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Это простая работа для тех, кто умеет писать обычные школьные сочинения по литературе на такие темы, как «Лишний ли человек Чацкий» или «Почему Татьяна отказала Онегину». Здесь важно ответить на вопрос и доказать это примерами.

15.3 — сочинение-рассуждение на нравственную или философскую тему:

Как вы понимаете значение слова «человечность»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.

Вместо человечности может быть другое понятие: нравственный выбор, дружба, любовь, искусство, жизненные ценности. На мой взгляд, этот вариант лучше всего подходит для слабых учеников, которым нужны готовые формулировки.

Что нужно сделать:

  1. Дать определение понятию своими словами.
  2. Прокомментировать в одном-двух предложениях, пояснить, какое место это явление занимает в нашей жизни и как к нему следует относиться.
  3. Привести пример из прочитанного текста.
  4. Привести пример из собственного опыта. «Собственный опыт» включает прочитанные книги. Примеры можно подобрать заранее.
  5. Не забыть о композиции: введение — основная часть — заключение.

Минимальный объем тот же — от 70 слов, обычно получается 100—150. Вот какой текст получится в итоге:

Человечность — это доброе, гуманное отношение к другим людям. Это очень важное качество и для самого человека, и для окружающих. Попробую доказать свою точку зрения.

К счастью, в жизни мы встречаем и примеры настоящей человечности. Так, многие люди в наше время занимаются волонтерской работой: посещают больницы, детские дома и дома престарелых, заботятся о бездомных животных, помогают работе благотворительных фондов.

Быть человечным значит быть человеком. Если мы будем об этом помнить, наша жизнь станет лучше.

Если этот пример показался сложным для девятиклассника, не спешите. В процессе подготовки придется написать много однотипных работ, и если в первый раз будет трудно, то в десятый — уже проще. Именно поэтому я советую заранее выбрать, какой из трех вариантов писать на экзамене, и отрабатывать именно этот формат. Тем более что есть приблизительный список понятий, которые могут встретиться на экзамене.

Сколько баллов надо набрать

Критерии оценивания есть в конце демоверсии. За всю работу можно получить максимум 39 баллов.

Чтобы получить тройку, надо набрать не меньше 15 баллов, четверку поставят за 25—33, а пятерку — от 34 баллов.



Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ с 9 класса? Нет, с 5-го!

Все прекрасно знают, насколько важно как можно лучше сдать государственную итоговую аттестацию после 9-го класса и Единый государственный экзамен после 11-го. От результатов ГИА зависит поступление в 10-й класс или учреждения среднего профессионального образования, а результаты ЕГЭ принимаются вузами как вступительные.

Когда же начинать к ним готовиться? В 9-м и 11-м классах? Нет, это очень поздно. Времени остается мало. Ведь проверяется весь объем знаний, полученный ко дню сдачи экзамена. Поэтому начинать готовиться к ним нужно намного раньше, класса с 5-6-го.

Для этого ребенок должен не только стараться качественно усваивать новый материал, но и ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях. Потому что перед экзаменом осилить такой огромный объем работы просто невозможно.

Откуда же берутся пробелы в знаниях? Причины разные и не всегда зависящие от детей.

Самая распространённая – пропуски уроков из-за болезни. Дома самостоятельно не всегда удается полностью понять новый материал.

Если уроков не было из-за учителя (заболел, на курсах и т.д.), пропущенная программа проходится быстрым темпом. В этом случае нет времени хорошо отработать на практических заданиях пройденное.

Кто-то из учеников не совсем понял новую тему на уроке. У многих низкая мотивация к учебе. А кто-то просто ленится, не желает напрягать свои силы, чтобы лучше учиться. Причин много.

Что же делать? Могут ли родители помочь ребенку? Да.

Прежде всего, постарайтесь обнаружить эти самые пробелы в знаниях. Как? Обратите внимание, какие ошибки ребенок допускает в диктантах, изложениях и других письменных работах, какие дополнительные задания не совсем уверенно делает (синтаксический, морфологический, фонетический разборы и т.д.)? Над этим и работайте. В конце концов, сколько же можно наступать на одни и те же грабли, допускать одни и те же ошибки и получать плохие оценки? Ведь это ведет к постоянным стрессам, неуверенности в своих силах, к ненависти к предмету.

Предложите учебный материал изучать в виде блоков, таблиц, опорных схем: усваивается быстрее и легче.

Систематически внимательно проверяйте выполнение домашней работы. Это способствует закреплению знаний, умений. Если заметили пробелы в знаниях ребенка, объясните, разберите сразу. Иначе это повлечет за собой непонимание следующего нового материала и в конце концов перерастет в большую проблему.

Уже в 5-6 классах можно выполнять проверку своих знаний в виде тестов. Купите или скачайте из интернета и решите их вместе с ребенком. Это не так и просто. Но экзамен-то обязателен для всех! И лучше потихоньку начать готовиться к нему заранее. Во-первых, такая форма самоподготовки учит школьника внимательности, собранности, аккуратности. Ведь надо не только вдумчиво прочитать вопрос, но и правильно понять, что от тебя требуется сделать, и быстро выполнить. Развивается орфографическая зоркость, вырабатывается привычка быстро выбирать нужное правило и применять его. Во-вторых, вы увидите слабые места в знаниях ребенка и, прочитав соответствующие правила и проработав их на тренировочных упражнениях, вы добьетесь безошибочного выполнения заданий. В-третьих, ребенок привыкает к такой форме проведения экзамена, и сдать его будет проще.

И, конечно же, нужно делать работу над допущенными ошибками. Не для учителя, формально, не вдумываясь, а осознанно, для себя. Раз допустил ошибку – значит, не знаешь соответствующее правило. И пока не выучишь и не потренируешься на практике его применять, эти ошибки будешь допускать.

Сына или дочь нужно как можно чаще поддерживать, подбадривать, тем самым укреплять его веру в свои силы и способности. Создать атмосферу успеха. Иначе ребенок может уйти в себя, во внутренний план. В этом случае он не слышит, что происходит в классе, не выполняет заданий, он пассивен, а учеба, приносящая одни неприятности, совсем не интересует.

Объективно относитесь к возможностям своего ребенка. Не требуйте от него больше, чем он может. Естественно, нужно как можно больше читать, тогда увеличивается словарный запас, запоминаются зрительные образы слов. Также важно воспитывать трудолюбие в ребенке, ведь умеющие трудиться дети даже при средних способностях добиваются больших положительных результатов, чем талантливые лентяи.

Нужно учить ребенка заниматься самостоятельно. Умение планировать свое время поможет выполнить все домашние работы вовремя, сходить на кружки, секции и погулять. Чтобы этому научиться, вначале можно записывать, сколько времени затрачивается на выполнение определенного задания.

Посмотрите, не перегружен ли рабочий день вашего ребенка. Помогите ему правильно распределить занятия и отдых. Кроме учебы, он еще должен и полноценно спать, бывать на воздухе и заниматься спортом.

Если занятий дома и в школе окажется все-таки мало, можно воспользоваться помощью квалифицированного репетитора и курсами в учреждениях дополнительного образования.



Личный опыт. Как я сдала четыре предмета ОГЭ на отлично

Я учусь в обычной средней школе в городе Ижевске. Мои любимые предметы — математика и русский язык, а девятый класс я окончила с красным аттестатом.

После начальной школы нас распределяли по направлениям. Я очень старалась и попала в класс с математическим уклоном. Он считался самым лучшим в школе. Например, в этом году все шестеро отличников выпустились из нашего класса.

Раз в неделю у нас проходил урок программирования на Scratch, а затем мы перешли на Pascal. Благодаря этим занятиям я поняла, что написание кода меня не особо увлекает. На физику выбор пал, потому что мне нужно было понять, мой это предмет или нет: изначально я планировала сдавать его в 11 классе. Конечно, я очень довольна своей пятёркой, но всё же сейчас передумала сдавать физику на ЕГЭ.

В итоге на ОГЭ я сдавала русский, математику, информатику и физику.

Как я потеряла полгода подготовки

Первые полгода в девятом классе я вела активную общественную жизнь: участвовала в форумах, добровольческих проектах, ездила в лагеря. Я успевала и учиться, и отдыхать, занималась плаванием дважды в неделю. Однако зимой стало понятно, что занятиям физикой нужно уделять больше внимания.

Поначалу к ОГЭ по физике я готовилась в очной группе: ученики решали варианты, но преподаватель не объяснял материал. Как результат, в середине учебного года я решала пробный вариант по физике на тройку. Для сравнения: «пробник» ОГЭ по обществознанию я написала на четыре, хотя никакие пособия даже в руки не брала. Родители предлагали отказаться от физики в пользу обществознания, но я решила идти до конца.

Как я начала учиться онлайн

Я готовилась к экзамену по физике не ради отметки. Хотелось разобраться, мой это предмет или нет, способна ли я его учить и понимать. В процессе подготовки к ОГЭ я создавала базу знаний для сдачи ЕГЭ и выучила достаточно материала, чтобы в старшей школе было легче.

В школе физику преподавали не очень доступно, так что мне предстояло навёрстывать материал с седьмого класса. Поскольку для сдачи экзамена требуются углубленные знания, со второго полугодия мы с родителями решили взять курс подготовки к ОГЭ в онлайн-школе «Фоксфорд».

Два месяца я смотрела видеоуроки, а потом догнала группу и стала участвовать в онлайн-занятиях.

Режим занятий и записи

У меня было одно занятие в неделю, длящееся 2 – 3 часа. Заходишь на платформу, подключаешься к трансляции, на экране — преподаватель, который стоит около доски (прямо как в школе) и объясняет тему. Есть чат, в котором можно задать вопросы, преподаватель отвечает на них устно. На каких-то уроках есть презентации — можно смотреть их и одновременно слушать преподавателя. Есть отдельная вкладка с учебными материалами — туда скидывают задачи, которые мы решаем.

Учиться онлайн очень удобно, так как если я по каким-то причинам пропускаю занятие, то спокойно могу пересмотреть запись (а если какая-то тема непонятна, могу пересмотреть несколько раз). Плюс комфорт: не надо выходить из дома, можно заниматься прямо на диване, завернувшись в плед.

Конечно, это налагает определённые обязательства: нужно быть достаточно самоорганизованным человеком. Сесть и заставить себя заниматься прямо сейчас сложнее, чем взять и поехать к репетитору, ведь всегда есть соблазн пересмотреть урок позже. Но мне это удобно — я могу себя организовать.

Разница между школьными занятиями и уроками в «Фоксфорде» огромная. В школе вы идёте по учебнику, не имея возможности вернуться к теме, которая осталась непонятной. В «Фоксфорде» мы учимся не по учебнику, а по специальной программе, охватывающей все темы, которые будут на экзамене, изучаем эти темы более углубленно. У нас было очень много опытов и лабораторных работ, опять же, в школе не достаточно хорошее оборудование и из-за этого мало лабораторных. Плюс мало кто из учителей будет поддерживать тебя в эмоциональном плане (а подготовка к экзаменам — всё-таки довольно стрессовое занятие). В «Фоксфорде» у меня был замечательный преподаватель — Михаил Александрович Пенкин, который давал понимание предмета, умение размышлять над задачами и, конечно, здорово поддерживал нас.

Как нужно готовиться

Мой совет: не откладывать просмотр урока на потом. Важно всегда держать в голове свою мотивацию, ведь если ты выбрал для изучения и сдачи на экзамене этот предмет, то он тебе нужен и интересен. Например, я хочу переехать в большой город и поступить в хороший вуз, для этого мне нужно хорошо сдать экзамены.

Какие советы я могу дать тем, кто планирует сдавать физику? Для начала нужно определить, какие пробелы есть в знаниях, на что нужно сделать упор. А потом — банально регулярно учить предмет. Не откладывайте подготовку к экзамену на конец года, планомерно распределите занятия и темы на весь год. Решайте много разных задачек. Лучше всего в формате «прошёл тему — прорешал». Это подразумевает формат ОГЭ, без многочисленных прорешиваний тут никак.

Очень важно (это уже касается не только физики) уделять достаточно времени всем предметам. Это помогает не перегорать, зацикливаясь на чём-то одном. Для защиты от перегорания также важно включить в расписание отдых, любимые занятия и хобби.

Когда невыносимо трудно учиться, отдых очень важен, и это не сидение во «ВКонтакте», в телефоне, даже не сидение дома. Чтобы отдохнуть и расслабиться, стоит пойти погулять с друзьями или заняться спортом. Мне очень помогали тренировки по плаванию, особенно в апреле и мае. Спорт даёт эмоциональную разгрузку, помогает выключить мысли: работаешь физически, а ум отдыхает.

Ну и самое важное, что я поняла: не надо гнаться за баллами, надо гнаться за знаниями. Ведь из-за гонки за баллами и происходит выгорание. Подумайте: вы выбрали два предмета, которые вам нравятся. Так просто планомерно занимайтесь ими и получайте удовольствие! Не загоняйтесь, верьте в себя, ведь если вы готовились — вы хорошо сдадите.

Наш преподаватель обычно заканчивал урок такими словами: «Верьте в себя, “ботайте” в физику, и всё у вас получится».

Мои результаты ОГЭ по физике

Физика была последним экзаменом, он проходил 11 июня. После сдачи математики у меня было пять дней, чтобы погрузиться в физику. Было тяжело, и результат меня удивил, поскольку я думала, что написала плохо и рассчитывала на отметку «четыре».

Я набрала 32 балла из 40 — это пятёрка. Я поняла, какие допустила ошибки и очень довольна результатом, ведь я доказала себе, что могу изучать физику. По математике, информатике и русскому я готовилась сама и тоже сдала на отлично.

Особенно важно, что я смогла решить одно из самых сложных заданий — № 24, «качественную задачу». В этом задании описывается явление, а ученик должен продемонстрировать, что понимает физические законы. У меня сразу возникла идея, которую я изложила минуты за три. Мне дали максимальный балл за ответ на это задание. Думаю, в этом заслуга Михаила Александровича, который не просто готовит к ОГЭ, а учит понимать физику.

К каким выводам я пришла

  1. Начинать готовиться к экзаменам лучше в начале учебного года. В десятом классе я буду готовиться к ЕГЭ по информатике, физике и математике с «Фоксфордом».
  2. По всем предметам нужно заниматься равномерно, переключаться с одного на другое, чтобы не переутомиться. Если предмет «не идёт», не нужно себя насиловать, иногда можно дать себе выходной.
  3. Отдыхать нужно активно: двигаться, менять обстановку, общаться с друзьями.
  4. Важно изучать предмет, а не гнаться за баллами. Баллы — результат знаний, которые приобретаются в процессе учёбы.
  5. Главное — получать удовольствие от подготовки к экзамену. Русский и математику должны знать все, но остальные предметы каждый выбирает сам. Нужно выбирать то, что нравится или то, что получается. Когда добываешь знания с радостью, учиться легче.



Когда следует начинать готовиться к экзаменам в 9 классе?

Этот вопрос – действительно интересный и непростой, и, одновременно, имеющий принципиальное значение. В этой статье попробуем разобраться, когда же именно нужно начинать подготовку и какие методики подготовки к ОГЭ лучше использовать.

Главная ошибка, которую допускают и родители, и сами школьники – чрезмерная уверенность в собственных силах, которая ничем фактически не подкреплена. Когда у ребенка спрашивают, как он оценивает свои знания по предмету, он всегда говорит, что оценивает их хорошо. Для многих родителей этого достаточно, и именно они обнаруживают неготовность ребенка к экзамену в самый последний момент. Причем это может оставаться тайной и для учителя, который ведет школьные уроки или даже дополнительные элективные курсы подготовки к экзаменам на базе школы.

Чем ближе к экзамену, тем меньше возможностей для выбора методик подготовки к экзаменам, поэтому главные два правила, которые мы выделим для всех родителей, звучат так:

  • Чем раньше начнете подготовку – тем лучше (а иногда значительно лучше);
  • Не верьте, а проверьте действительное качество знаний.

Причем проверять нужно как можно раньше, а желательно – несколько раз в течение года, чтобы иметь актуальную информацию о том, есть ли прогресс, и насколько ваши элективные курсы подготовки к экзаменам или занятия с репетитором дают результат.

Мы разработали программу, которая одинаково эффективна для детей с самым разным уровнем знаний и находящихся на самых разных этапах подготовки. Даже если до экзаменов остается полгода, наши курсы гарантированно показывают хороший результат. Конечно, чем ближе к экзамену – тем более радикальные и действенные методы требуются. И они у нас тоже есть, но лучше все же начинать заранее.

Мы в обязательном порядке проводим тестирование на определение уровня готовности вашего ребенка к ГИА. Оно абсолютно бесплатное. Кроме того, в ходе обучения дети постоянно проходят пробные ОГЭ, на которых одновременно выявляются ошибки и вырабатывается навык работы с бланками и заданиями в условиях ограниченного времени.

Вы можете начинать ходить на наши курсы уже с начала 9 класса, и даже еще раньше. Чем дольше проходит подготовка, тем качественнее знания. Поэтому уже в 7 – 8 классе вполне можно начинать ходить к нам на курсы. В этом случае мы гарантируем максимальную эффективность и полную уверенность в том, что вы получите высокие результаты.

Ждем вас на тестирование и консультацию на наших курсах ОГЭ.



Когда следует начинать готовиться к экзаменам в 9 классе?

Этот вопрос – действительно интересный и непростой, и, одновременно, имеющий принципиальное значение. В этой статье попробуем разобраться, когда же именно нужно начинать подготовку и какие методики подготовки к ОГЭ лучше использовать.

Главная ошибка, которую допускают и родители, и сами школьники – чрезмерная уверенность в собственных силах, которая ничем фактически не подкреплена. Когда у ребенка спрашивают, как он оценивает свои знания по предмету, он всегда говорит, что оценивает их хорошо. Для многих родителей этого достаточно, и именно они обнаруживают неготовность ребенка к экзамену в самый последний момент. Причем это может оставаться тайной и для учителя, который ведет школьные уроки или даже дополнительные элективные курсы подготовки к экзаменам на базе школы.

Чем ближе к экзамену, тем меньше возможностей для выбора методик подготовки к экзаменам, поэтому главные два правила, которые мы выделим для всех родителей, звучат так:

  • Чем раньше начнете подготовку – тем лучше (а иногда значительно лучше);
  • Не верьте, а проверьте действительное качество знаний.

Причем проверять нужно как можно раньше, а желательно – несколько раз в течение года, чтобы иметь актуальную информацию о том, есть ли прогресс, и насколько ваши элективные курсы подготовки к экзаменам или занятия с репетитором дают результат.

Мы разработали программу, которая одинаково эффективна для детей с самым разным уровнем знаний и находящихся на самых разных этапах подготовки. Даже если до экзаменов остается полгода, наши курсы гарантированно показывают хороший результат. Конечно, чем ближе к экзамену – тем более радикальные и действенные методы требуются. И они у нас тоже есть, но лучше все же начинать заранее.

Мы в обязательном порядке проводим тестирование на определение уровня готовности вашего ребенка к ГИА. Оно абсолютно бесплатное. Кроме того, в ходе обучения дети постоянно проходят пробные ОГЭ, на которых одновременно выявляются ошибки и вырабатывается навык работы с бланками и заданиями в условиях ограниченного времени.

Вы можете начинать ходить на наши курсы уже с начала 9 класса, и даже еще раньше. Чем дольше проходит подготовка, тем качественнее знания. Поэтому уже в 7 – 8 классе вполне можно начинать ходить к нам на курсы. В этом случае мы гарантируем максимальную эффективность и полную уверенность в том, что вы получите высокие результаты.

Ждем вас на тестирование и консультацию на наших курсах ОГЭ.



Как готовиться к ОГЭ 2019?

Ни для кого не секрет: чем раньше начнешь готовиться, тем легче будет сдавать экзамен, но с чего начать и какие предметы в какой форме сдавать? В 2019 году в новой форме экзамен сдается по обязательным предметам: русский язык и математика, а также ряду предметов по выбору (физика, обществознание, география, информатика и ИКТ, английский язык, биология, химия, история, литература, испанский язык, французский язык, немецкий язык). Также стоит добавить, что сдавать нужно не менее четырех предметов, два из которых – обязательные.

Прежде всего вам необходимо решить, как вы будете готовиться: это может быть самоподготовка, курсы или обучение с репетитором. Сейчас речь пойдет о самоподготовке, так как на курсах вам все расскажет преподаватель или, соответственно, репетитор.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) проходит по школьной программе, а значит, для подготовки вам потребуется несколько заданий на каждую из представленных тем, а также школьные учебники, для того чтобы устранить возникнувший пробел в знаниях по конкретной теме. Очень важно определиться с предметами, которые вы будете сдавать в качестве предметов по выбору, их должно быть не меньше двух. Это нужно как для поступления в учреждения среднего или начального профильного образования, так и для дальнейшей учебы в школе, по окончании которой вы будете сдавать ЕГЭ.

В разделе демонстрационных материалов вы сможете скачать типовые задачи по выбранным вами предметам, основной задачей станет прохождение этих тестов без ошибок (в конце есть как критерии, так и ответы к тестам). Они помогут вам выявить проблемные задания и, пока есть время, подучить забытый материал. Полученные баллы вы сможете сверить по нашей таблице с критериями выставления оценок и сами определить свой уровень знаний, устраивает ли он вас или нет.

Запомните, списывая на пробном экзамене, вы обманываете не учителя, а себя. Поэтому настоятельно рекомендуем добросовестно готовиться к ГИА, ведь в дальнейшем это очень поможет вам набрать как можно больше баллов по результатам ЕГЭ и поступить в вуз, в который вам хочется, на выбранную специальность.



ЕГЭ и ОГЭ: как готовиться в последние месяцы перед экзаменами

МБОУ Журавлёвская СОШ №17

Советы школьного психолога

при подготовке к ГИА и ЕГЭ

родителям и учащимся 9 и 11 классов

Выступление подготовила

школьный психолог

МБОУ Журавлёвская СОШ №17

Жихарева Л.Н.

2016 год

Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

Советы выпускникам

Сдача экзамена - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

Подготовка к экзамену

    Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.hello_html_m7195c6be.jpg

 Составь план занятий на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

 Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

 Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут—перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге.

 Накануне экзамена. С вечера накануне экзамена перестань готовиться, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «боевого» настроя. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

 Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать с тех вопросов, на которые точно знаешь ответ. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Полезные приемы при подготовке

Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий,

рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.hello_html_m326ffbf7.jpg

Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому, полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям" (см. ниже).

Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное - распределение повторений во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки

Поведение родителей

В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.hello_html_75ed8ce.jpg

Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Организация занятий

Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе "Советы выпускникам").

Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

Питание и режим дня

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

* Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса "Искусство памяти"; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. "Хорошая память на каждый день", бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

Готовишься к экзамену.

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи отъезда до места проведения экзамена ты должен явиться, не опаздывай. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении!) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.

Во время тестирования.

В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и  т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.

/Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.

В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание -это шанс набрать очки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг").  Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ.

Задачи:

1. обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

2. повысить уверенность в себе, в своих силах, сопротивляемости стрессу;

3. развивать способности к самопознанию и рефлексии собственного состояния и поведения;

4. развивать психические познавательные процессы (память, внимание, воображение, речь);

5. развивать чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

Приемы работы: мини-лекция, беседа, релаксационные упражнения.

Формы работы: индивидуальная и фронтальная работа.

Средства: 2 мяча разных цветов, весы с грузом, заготовки звездочек, ручки, памятки, музыкальные аудиозаписи мр3, мультимедийная презентация.

Как быстро подготовиться к экзаменам: распределение времени

Для того чтобы наиболее эффективно подготовиться к экзаменам, нужно правильно распределить свое время. Проблема многих школьников — это неправильное распределение времени на учебу и отдых. Когда до сессии еще есть время, мало кто хочет заморачиваться по поводу подготовки, откладывая ее на потом. Многие оставляют учебу на последний момент, последний вечер перед экзаменом. Это самая большая ошибка учеников, ведь оставляя все на последний момент, мозг уже не может также эффективно принимать и запоминать информацию.

Самый лучший метод распределения времени — это заниматься в течение двух-трех недель перед экзаменом, каждый день примерно по часу-два. Так мозг может постепенно принимать информацию и наиболее точно все запоминать. После нескольких недель занятий, в вечер перед экзаменом стоит просто повторить все темы и задания. Таким способом можно добиться намного более хороших результатов, даже тем, кто никогда не сдавал экзамены хорошо, ведь как уже говорилось, многое зависит от распределения времени.

Если же игнорировать эту рекомендацию, то можно зубрить материал в течение 2-3 дней и в результате все выученное вылетит из головы в самый неподходящий момент. Хорошо, если на момент сдачи хоть что-то останется в голове. Но толку от такой подготовки для школьника или студента не будет. Ибо зазубренное очень быстро выветривается из головы. Помните знаменитое студенческое правило трех «З»? «Зазубрил, з/сдал, забыл». Материал, действительно, забывается моментально.

Рекомендации по быстрой подготовке к экзаменам

Если же времени до экзаменов остается совсем мало, и нет больше возможности готовиться неделями, то есть и другой метод. Этот метод поможет приготовиться к экзамену за несколько дней. Главное — это правильно настроить себя на учебу и не отвлекаться ни на что постороннее. Если думать параллельно еще о чем-то кроме учебы, то мозг не сможет полностью сконцентрироваться на учебе.Правила подготовки к экзаменам.jpg

План быстрой подготовки к экзамену:

  • Для начала стоит повторить всю теорию. Если вам кажется, что ее слишком много, можно разделить ее на несколько частей. Тогда не придется повторять материал несколько раз. После этого нужно закрыть все тетради, учебники и прочие материалы, взять любой вопрос из перечня и попытаться составить план своего ответа на него. Если с этим проблем нет, то на экзамене вы наверняка сумеете набросать план ответа по теории, а по плану отвечать всегда легче.
  • Практикум. Обычно учителя дают ученикам задания, которые можно порешать для улучшения навыков. После того как вся теория пройдено, нужно постараться использовать ее в деле. Когда задания решены, нужно их проверить и проанализировать. Если все задания правильно сделаны, то информация действительно хорошо усвоена.
  • Если же часть заданий не получилось, то стоит снова повторить теорию и еще раз постараться решить задания. Чтобы его окончательно закрепить, нужно еще один раз повторить всю теорию, а затем со спокойной душой заниматься своими делами, ведь подготовка к экзамену прошла успешно.

Когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ

Самый оптимальный вариант — начать готовиться за несколько недель до экзаменов. Конечно же, это требование не является обязательным, поскольку все индивидуально. Кому-то хватает несколько дней, чтобы восстановить в памяти изученный материал, а для кого-то придется полностью учить пройденное заново.

Если ученик чувствует, что тема экзамена для него действительно сложна, то готовиться нужно начинать раньше. Если же ученику кажется, что тема легкая и уже освоена, то начинать можно и позже. Главное, не преувеличить или наоборот преуменьшить свои способности в учебе и освоении материала.

На самом деле, если человек целый год добросовестно делал уроки и учил предметы не для оценок, а для себя, то готовиться ему будет намного легче. Во-первых, из-за того, что все темы он будет в принципе уже знать, придется всего лишь повторить, а не учить с нуля. Во-вторых, если у него не было проблем с учебой целый год, то вряд ли ему составит большого труда концентрация на учебе без отвлечения на ненужное. Из этого выходит, что лучше всего — это подсознательно готовиться к экзаменам целый год, обращая больше внимания именно предмету, по которому будет экзамен.

Подготовка к экзаменам в 9 классе

В девятом классе нужно особенно тщательно готовиться к экзаменам, ведь от результатов этих экзаменов зависит многое, например, возможность попасть в 10 класс или поступить без экзаменов в техникум. Некоторым ученикам может казаться, что экзамены в девятом классе не так уж и важны, хотя на самом деле это не так и вот почему.

  • Во-первых, это отличный опыт перед ЕГЭ. Если ученик совершает ошибку при подготовке к экзамену девятого класса, то с большой долей вероятности, он ее не совершит при подготовке ЕГЭ.
  • Во-вторых, эти экзамены дают отличную возможность проверить свои знания и узнать, по каким предметам нужно больше заниматься, а какие предметы даются с легкостью.

В некоторых школах есть возможность выбирать дополнительные занятия в старших классах. Экзамены могут помочь определиться с выбором этих предметов.

Экзамены в четвертом и шестом классах

Экзамены, которые многим могут показаться ненужными и бесполезными, на самом деле могут учеников многому научить. Когда дети уже в четвертом и шестом классе берут ответственность за свою учебу, то в девятом и одиннадцатом классах будет гораздо легче справиться с экзаменами, с предэкзаменационным волнением. Как и экзамены девятого класса, они помогают школьникам учиться на своих ошибках.Как подготовиться к экзаменам.jpg

Также они полезны для учителей, ведь видя результаты учеников, они будут знать, какие темы ученики хорошо усвоили, а над какими стоит еще поработать. Также такой вид контроля знаний может улучшить дисциплину и способность сконцентрироваться на учебе, так как для большинства учеников слово «экзамен» звучит как что-то страшное. Даже если школьники не повторяют темы перед контрольными, надеясь на шпаргалку или помощь одноклассника, то перед экзаменом точно повторят пройденный материал.

Полезные приемы и секреты, которые помогут подготовиться к экзаменам

Чтобы полностью сосредоточиться на учебе, рекомендуется воспользоваться следующими полезными советами:

  • выключить телефон и компьютер;
  • иногда очень полезно позаниматься вместе с друзьями. Повторяя материал вместе с одноклассниками, он усваивается быстрее и веселее. Главное не устроить из подготовки всеобщее веселье иначе все может закончиться общей пересдачей.
  • можно писать шпаргалки, ведь с их помощью можно достаточно эффективно выучить предмет и получить хороший результат на экзамене. Списывать на экзамене стоит только тогда, если нет угрозы, что учитель что-то заметят.

О пользе шпаргалок

Кажется, каждый человек когда-то использовал шпаргалки, но не всем удавалось их хорошо скрывать. Многие и сейчас пытаются списать на экзаменах, но часто это очень сложно, ведь учителя еще более внимательны. О списывании на вступительных экзаменах, ЕГЭ и говорить не приходится, ведь там экзаменующиеся находятся, словно на ладони или на рентгене. И все же польза от шпор есть.Как правильно готовиться к экзаменам.jpg

Учителя постоянно говорят, что списывать нехорошо, и шпаргалки никому не помогают. На самом же деле во время составления шпаргалок, мозг очень хорошо запоминает информацию. Часто бывает даже так, что ученик написал шпаргалки, но они ему даже не понадобились, так как он освоил материал уже во время их написания.

Если же все-таки материал не запомнился, вот несколько советов, как использовать шпаргалки на экзамене.

  1. Нельзя писать шпаргалки на руках. Это первый способ, который большинству ученикам в голову приходит, но такой метод абсолютно не действенный. Учителя ведь тоже не глупые, и такие шпаргалки обязательно заметят.
  2. Один из самых простых вариантов — это на маленьком листочке бумаги распечатать очень маленьким шрифтом главные факты и формулы. Такую бумажку можно спрятать в рукав рубашки, или положить в карман, а во время экзамена тихо вытащить. Конечно, для такого метода понадобиться мастерство и ловкость, но в принципе осуществить его можно.
  3. Есть также вариант, который учителям еще не знаком, но с ним стоит изрядно повозиться. Для этого нужны беспроводные наушники, которые можно по bluetooth соединит с телефоном. Нужно записать на диктофон все формулы, которые понадобиться, а затем включить запись в телефоне.

Обычно на экзаменах, телефоны оставляют либо в коридоре, либо на столе учителя. Если наушники хорошо работают, то сигнал должен достать, а хорошо за волосами спрятанный наушник, никто не заметит.

Создание благоприятной обстановки для обучения

В какой обстановке материал лучше всего осваивается? Чтобы сосредоточиться на учебе, нужно создать благоприятные условия. Прежде всего, следует удобно устроиться за столом, взять себе напиток и пару шоколадок (ведь сладкое заряжает мозг). Затем удобно разложить тетради, выключить телефон и приступить к учебе. При желании, можно включить тихую музыку, но так чтобы она играла на фоне и не мешала.

Лучше всего, если есть своя комната, чтобы во время учебы никто не мешал. Также желательно учиться не ночью, а днем или даже утром, когда голова еще не устала и может лучше запоминать. Некоторые люди любят учиться в библиотеках: там тихо и никто не мешает. К тому же в библиотеках обычно царить спокойная, но позитивная атмосфера.