Как называется перед экзаменами подготовка к экзамену

Как называется перед экзаменами подготовка к экзамену

Содержание

Международный экзамен FCE (B2 First): Что это за тест и зачем его сдавать

FCE – это аббревиатура, которая расшифровывается как First Certificate in English. Это один из самых популярных кембриджских экзаменов во всем мире.

После сдачи FCE у тебя будет сертификат, который подтверждает, что твой уровень английского выше среднего, В2 (в нашей онлайн-школе английского FRIENDS English Club этот уровень еще называется Upper-Intermediate).

В2 означает, что ты знаешь язык на разговорном и письменном уровне достаточно, чтобы общаться, учиться и работать в англоязычной среде.

FCE существует в двух вариантах: для взрослых и школьников. Оба проводятся для одного уровня (В2 – Upper-Intermediate), у них одинаковый формат и студентам предоставляется тот же сертификат – the First Certificate in English. Разница в том, что темы, которые включает тест, нацелены на интересы, возраст и опыт студентов. 

3 причины сдать экзамен FCE

Перед тем, как углубиться в детали и структуру экзамена, давай немного обсудим, в каких случаях сдавать FCE – это хорошая идея.

#1 FCE заменяет ГИА по английскому

Да, Министерством образования Украины предусмотрено, что ученикам, которые сдавали FCE в этом или в предыдущем календарном году, разрешено не писать Государственную итоговую аттестацию. 

При этом нужно, чтобы у них был сертификат, который подтверждает уровень английского В1 – Intermediate (для общеобразовательных школ) и В2 – Upper-Intermediate (для классов с углубленным изучением английского языка). 

В таком случае результат экзамена считается как результат ГИА, и ученик автоматически получает 12 баллов по английскому.

#2 Для поступления в зарубежные вузы или работы за границей

Если ты решил поступать в колледж или университет в какую-то англоязычную страну, тебе понадобится подтверждения того, что твой уровень достаточно высокий для обучения за границей. Выше среднего (то есть В2) достаточно. 

Наличие сертификата будет дополнительным преимуществом при открытии учебной визы. Особенно, если ты собираешься в США, Канаду или Великобританию.

Также сертификат FCE станет плюсом, если ты хочешь иммигрировать в англоязычную страну или просто работать за границей.

#3 Для закрепления уровня английского

Если ты знаешь все о важности английского или даже уже записался на курсы, но пока что у тебя нет конкретной цели, чтобы учится – подготовься к сдаче FCE.

Для начала можно проходить тема за темой по обычному учебнику, подтягивать скиллы, которых тебе не хватает до В2, а потом закрепить свой уровень интенсивной подготовкой к международному экзамену. 

Таким образом у тебя будет больше мотивации продолжать обучение и повышать уровень, а в конце курса – ты сможешь уверенно общаться на английском по работе или в путешествиях, и дополнительно у тебя будет сертификат, который можно потом указать в CV.

Black Woman Success GIF by Ennov-Action

FCE: Из чего состоит экзамен и как оценивается

#1 Структура FCE

Теперь давай поговорим немного про структуру FCE: разберем, из каких частей он состоит и как оценивается.

Для начала скажем, что The Cambridge First Certificate test проверяет все четыре навыка владения английским языком (как и большинство других экзаменов): аудирование, чтение, письмо и говорение. А теперь про все по порядку. 

Часть 1 – чтение. 
Длительность – 75 минут.

В этой части экзамена проверяется понимание прочитанного, грамматика и словарный запас студента. Для этого нужно ответить на 52 вопроса разного типа: с несколькими вариантами ответов, с заполнением пустых полей, задания на соответствие, а также ответы на открытые вопросы. 

Последнее означает, что тебе будет предоставлен текст с пропущенными словами, где нужно придумать слово, чтобы завершить предложения. Всего в этой части FCE нужно прочитать около 2200 английских слов.

Совет от Friends: залог успеха в этой части – тщательная и качественная подготовка. Никакие трюки тут не помогут, если ты плохо подготовился к экзамену. Выполняй как можно больше типовых заданий, чтобы привыкнуть к формату и понять его. Особое внимание обращай на те задания, которые даются тебе сложнее других.

Часть 2 – письмо.
Длительность – 80 минут.

Вторая часть FCE проверяет письменные навыки. Здесь нужно написать два текста, каждый от 140 до 190 слов. Первый, как правило, это эссе на английском (как научиться писать эссе без ошибок мы рассказывали раньше). 

Второй тип текста ты можешь выбрать самостоятельно из предложенных форматов. Обычно можно выбрать их таких форматов: статья, письмо, обзор, объявление и т.д.

spongebob squarepants writing GIF by Nickelodeon

Совет от Friends: при подготовке обязательно пробуй писать тексты разных форматов, а не только те, которые тебе больше нравятся. На экзамене у тебя будет выбор только из двух рандомных форматов, так что хорошо подготовься минимум к трем, а перед самим экзаменом тренируйся выполнять задание с включенным таймером.

Часть 3 – аудирование.
Длительность – 40 минут.

В этой части оценивается твоё понимание английской речи на слух. Ты послушаешь короткие выступления, разговоры, интервью и другие разговорные форматы на английском языке. 

На экзамене каждая запись производится два раза. После чего у тебя есть перечень из 30 вопросов и заданий по тем текстам, которые ты прослушал.

Совет от Friends: Не думай слишком долго над ответами в этой части. Если задумаешься надолго, пропустишь следующую запись и не сможешь выполнить следующее задание. Лучше максимально концентрироваться на самой записи, чтобы потом лучше вспомнить, о чем в ней шла речь.

Часть 4 – говорение.
Длительность – 14 минут.

Последний раздел FCE проверяет твои навыки разговаривать на английском. Обычно, студенты проходят эту часть в парах в отдельной от других студентов комнате в присутствии экзаменатора и нейтив-спикера. В зависимости от центра тестирования, этот этап экзамена могут перенести на другой день от письменной части. 

Устный тест состоит из четырех коротких подразделов, где в первых двух ты говоришь сам, а в следующих – с другим кандидатом.

Совет от Friends: используй язык тела и жесты так, будто ты общаешься со знакомым человеком. Кратко отвечай на реплики партнера по этой части экзамена и задавай встречные вопросы – так, как делал бы в реальной беседе.

school discover GIF by Western Illinois University

#2 Оценивание экзамена

С 2016 года для всех экзаменов Cambridge English используется одна и та же шкала оценок. Тесты более низкого уровня оцениваются меньшим количеством баллов, а сложные тесты – оцениваются высшими баллами. 

Баллы на экзамене FCE варьируются от 140 до 190. Результат 160 или выше считается успешным. Студенты с таким баллом получают Cambridge First Certificate, который соответствует уровню B2 (upper-intermediate). Студенты, набравшие 180 или выше по FCE, получат сертификат уровня C1 (advanced). Результат ниже 160 означает, что у тебя средний уровень – В1.

Первая часть FCE оценивается в 40% от общего балла. Следующие – вторая, третья и четвертая части приносят по 20% от общей суммы баллов. После экзамена каждому студенту предоставляется общий результат за все задания, плюс оценки за каждую часть отдельно.

Если студент набирает проходной балл, он также получает свой Cambridge First Certificate, срок действия этого сертификата неограничен.

Где сдать FCE в Украине

Если ты готовишься к сдаче теста, то наверно уже знаешь, что не во всех городах Украины есть центры, где можно зарегистрироваться и сдать кембриджские экзамены. Как правило, они есть только в больших городах – например, во Львове, Киеве, Одессе.

#1 Grade Education Center

Grade Education Center – это один из самых больших центров в Украине, где можно сдать FCE, а также другие международные экзамены по английскому языку. В этом центре каждый год выдают более чем 4500 международных сертификатов. Находится этот центр тестирования в Киеве.

#2 International Language Сentre

International Language Сentre – это еще один центр в Киеве, где ты можешь зарегистрироваться на FCE и получить сертификат. Здесь также проводят профессиональные экзамены для преподавателей, например – TKT и BEC.

#3 LSE International Exam Centre

LSE International Exam Centre – еще один официальный центр, где можно сдать международный экзамен по английскому в Киеве и Одессе. Кроме FCE В2, здесь также можно сдать экзамены преподавателям, которые хотят повысить свою квалификацию и экзамены по общему английскому для разных уровней (от А2 – ниже среднего – до С2 – профессионального).

Сколько стоит сдать FCE в 2021 году

Как и все международные экзамены, FCE – платный. Но, обрати внимание: зависимо от твоего уровня сейчас, может понадобиться пройти один или несколько курсов для повышения общего уровня английского*

*В школе английского языка FRIENDS один уровень – это 4 месяца занятий в мини-группах (3-5 студентов) и стоит 5 940 грн.

Стоимость самого FCE в 2021 году в Украине составляет примерно 3700 гривен. Возможно, цена будет немного отличаться зависимо от даты и центра, в котором ты собираешься его сдавать.

Bugs Bunny Money GIF by Looney Tunes

Как подготовиться к экзамену: 6 простых советов

Сначала тебе нужно убедиться, что у тебя сейчас уровень – B2, Upper-Intermediate. Если пока что нет, можешь пропускать этот блок и бежать учить английский до выше среднего уровня.

В таком случае к FСЕ подготовка займет больше времени. Если же ты недавно закончил общий курс английского на В2 и собираешься подготовиться к FCE, следующие советы для тебя.

#1 Готовься к экзамену с преподавателем

Для начала – найди школу и преподавателя, который подготовить тебя к экзамену. Да, лучше всего готовиться с преподавателем, потому что такие занятия помогут сделать акцент именно на темах, которые тебе по-настоящему надо доучить.

Также ты сможешь сфокусироваться на тех типах заданий, которые есть на экзамене, и привыкнуть к формату проведения тестирования.

#2 Выбери дату тестирования

После нескольких занятий преподаватель сможет сориентировать, через какое примерно время ты будешь готов сдавать экзамен. Затем выбери центр и зарегистрируйся на FCE экзамен (Украина предоставляет несколько центров, о них мы говорили выше), а также не забудь отметить эту дату в своем календаре. Когда у тебя есть конкретная дата, это значит, что у тебя есть дедлайн. 

Теперь ты можешь построить более точный график и план обучения, посмотреть, насколько интенсивно тебе нужно готовиться и какие скиллы надо подтянуть, чтобы получить сертификат. 

#3 Стань частью FCE комьюнити

Найди в соцсетях страницы, где собираются те, кто также готовится сдавать экзамен или недавно уже сдал. Например, в Facebook можно подписаться на Cambridge English: B2 First

Зачем все это нужно?

Во-первых, здесь ты получишь много поддержки и увидишь, что все сталкиваются с похожими проблемами и сложностями во время подготовки. 

Во-вторых, здесь можно прочитать полезные советы и узнать про ресурсы, по которым готовятся другие. 

Ну и конечно же – практика. Можно вместе собираться, чтобы попрактиковать разговорный английский или проверить друг другу письменные задания.

season 9 episode 13 GIF

#4 Выполняй много однотипных заданий

Возможно звучит банально, но по-настоящему эффективно. Лучшая практика, чтобы подготовиться к FCE (как и к любому другому экзамену) – выполнять как можно больше однотипных заданий. А больше всего тех, которые даются сложнее всего в каждой части экзамена.

Это поможет улучшить нужный навык владения английским и научиться быстро справляться с заданиями на экзамене, ведь время там ограничено и нужно все успеть.

#5 Выполняй тесты на время

За месяц перед экзаменом лучше включать таймер и выполнять FCE тест на время. Это поможет проследить, сколько времени на каждую часть тебе нужно, успеваешь ли ты выполнить все задания, над чем нужно еще поработать, чтобы выполнить задание быстрее.

Обрати внимание, с таймером важно проходить не только отдельные задание, но и весь тестовый экзамен, чтобы не растеряться во время самого экзамена и успеть все написать.

Waiting Patiently GIF by General Hospital

#6 Отслеживай свой прогресс в обучении

В течение подготовки к экзамену периодически проверяй свои успехи. Например, можно создать портфолио подготовки к экзамену – папку на Google Drive, где ты будешь хранить свои выполненные задания. Написал эссе – добавил в папку, записал speaking на аудио – добавил. 

Так ты будешь видеть, сколько заданий ты выполняешь, а через некоторое время можно переслушать или пересмотреть первые работы и понять, насколько тебе удалось улучшить английский, какие ошибки делал раньше и больше не повторяешь сейчас.

ГИА: история появления, общее понятие и особенности

Государственная итоговая аттестация – понятие, которое появилось в России еще 20 лет назад. Изначально такая проверка знаний касалась только выпускников 9-х классов, носила экспериментальный характер и проводилась только в некоторых регионах страны.

На сегодняшний день ГИА – проверка знаний, которая касается выпускников не только 9-х, но и 11-х классов. Предусмотрено три формы Государственной аттестации:

  • ОГЭ  – для 9-классников;
  • ЕГЭ  – для 11-классников;
  • ГВЭ – для учеников 9 и 11 классов, имеющих проблемы со здоровьем (их ограниченные возможности должны быть подтверждены документально).

Процедура проведения ГИА регламентируется приказами Министерства образования и науки РФ (после 2018 года – Министерство просвещения) от 25 и 26 декабря 2013года. Ее можно условно поделить на 6 шагов:

  • прибытие в пункт проведения;
  • проверка документов;
  • размещение в аудитории;
  • получение заданий и начало экзамена;
  • сдача работы (окончание экзамена);
  • выход из аудитории.

Экзамены проводят в несколько этапов. Это сделано для того, чтобы ЕГЭ и ГВЭ могли написать лица, ранее закончившие школу, решившие поступать в ВУЗы. ГИА можно сдать:

  1. Досрочно. Экзамены не могут быть проведены до 1 марта. Для учеников 9-х классов и тех, чье состояние здоровья не позволяет пройти проверку вместе со всеми  – после 20 апреля. Эти категории участников должны документально подтвердить необходимость досрочной сдачи экзаменов.
  2. В основной период. Испытания проходят все участники. Приблизительное время проведения – конец мая, начало июня.
  3. Дополнительно. Участники ОГЭ, получившие неудовлетворительные баллы по 2-м и более предметам, или не смогли в резервные сроки пересдать 1 или 2 предмета, могут воспользоваться такой возможностью и пройти испытание. Что касается 11-классников и лиц с ограниченными возможностями, то дополнительную возможность могут использовать те, кто не смог с 1 раза подтвердить знания по русскому язык или математике или не сумел пройти повторное испытание в резервный срок основного периода.

Даты проведения государственной аттестации публикуют ежегодно на сайтах Центров обработки информации.

Коротко о предметах ГИА, о возможности пересдачи и сроке действия результатов

Далее давайте разберемся, какие экзамены нужно сдавать после 9 и 11 класса. Они бывают:

  • обязательные,
  • дополнительные.

В обязательном порядке проводят проверку полученных знаний по русскому языку и математике (для 11-классников она может быть базовая или профильная). В качестве дополнительных предметов на ОГЭ можно выбрать любую школьную дисциплину. В список предметов, которые можно по желанию сдать на ЕГЭ, входят остальные дисциплины.

Требования к выпускникам, имеющим проблемы со здоровьем, несколько упрощены. Чтобы получить аттестат им достаточно подтвердить знания по русскому языку и математике.

Экзамен – это лотерея. Даже очень старательный ученик может растеряться и забыть пройденный материал. Чтобы подобные ситуации не лишили выпускников возможности поступить в ВУЗ, им дается шанс повторно подтвердить свои знания. Такая возможность предоставляется только в случае получения низкого балла по основным предметам. Дополнительные дисциплины можно пересдать только через год.

Чтобы воспользоваться правом и пройти повторно испытание, нужно подать заявление. При этом нельзя забывать о соблюдении сроков – не позднее, чем за 2 недели до экзамена или начала дополнительного периода.

После сдачи экзаменов 9-классники получают аттестат об общем основном образовании, возможность продолжать обучение в школе или поступить в техникум (училище или колледж). Документ действителен до момента получения следующего аттестата.

Что касается ЕГЭ, то полученные результаты дают право на поступление в ВУЗ. Их можно использовать в течение следующих 4-х лет.

Мы рассказали о том, в каких классах школы сдают экзамены, далее рассмотрим детально каждый из названных видов аттестации.

Аттестация после 9 класса: что надо знать об ОГЭ

ОГЭ – это аббревиатура, обозначающая основной государственный экзамен. Таким способом подводится итог, проверяются знания учеников, полученные за 9 лет обучения. Сдают они 4 предмета:

  • математику;
  • русский язык,
  • 2 дисциплины на выбор.

После этого ученик может продолжить учебу в школе или поступить в заведения, дающие среднее профессиональное образование. От результатов зависит, какие баллы будут выставлены в аттестате, но их, в отличие от ЕГЭ, не используют для приема в колледж, училище или техникум.

Допуск к основному государственному экзамену получают лица, которые:

  • выполнили учебный план без «хвостов» по дисциплинам;
  • сдали зачет по русскому языку (это часть экзамена, которая называется «итоговое устное собеседование по русскому языку»).

Одним из обязательных предметов ОГЭ является математика. Он делится на 2 части:

  1. Алгебра. За выполнение заданий в этом модуле нужно набрать более 6 баллов.
  2. Геометрия. Чтобы результат был засчитан, нужно получить хотя бы 2 балла.

Чтобы экзамен был засчитан, нужно набрать от 8 и более баллов.

Несколько отличается процедура сдачи экзамена по русскому языку. Задания разделены на 4 блока:

  • тесты, где надо выбрать ответ;
  • задания, в которых школьник пишет полный ответ самостоятельно;
  • сочинение;
  • изложение.

Контрольно-измерительные материалы и диск с аудиозаписью текста изложения находятся в запечатанном конверте. Его открывают перед началом экзамена на глазах у аудитории.

Дополнительные дисциплины выбираются из утвержденного списка. Перечень состоит из:

  • истории;
  • литературы;
  • обществознания;
  • географии;
  • иностранных языков;
  • информатики и ИКТ;
  • биологии;
  • физики;
  • химии.

9-класснику нужно выбрать из них две дисциплины.

Чтобы получить аттестат, достаточно набрать минимальное количество баллов по обязательным и дополнительным предметам.

О едином государственном экзамене (ЕГЭ)

Сдача ЕГЭ

Итоговый экзамен за курс общеобразовательной школы появился в России в 2009 году. После этого ЕГЭ стал единой формой проверки знаний выпускников. На основании полученных результатов вчерашних 11-классников зачисляют в высшие учебные заведения.

Мы уже говорили о том, что государственный экзамен подразумевает проверку знаний по двум основным и дополнительным предметам. Перечень дисциплин на выбор соответствует тому, который предлагается 9-классникам.

В случае успешной сдачи экзамена выпускник получает сертификат. Его срок действия ограничен – 4 года.

Для получения допуска к ЕГЭ надо:

  • не иметь академических задолженностей;
  • выполнить учебную программу;
  • успешно написать итоговое сочинение (его обычно проводят в декабре).

Экзамен по математике для выпускников несколько отличается от того, который сдают 9-классники. Существуют два уровня сложности:

  • базовый,
  • профильный.

Первый сдают те, кто не собирается поступать в ВУЗы, где нужна математика. Второй вариант выбирают 11-классники, которые планируют выбрать специальность, связанную с этой дисциплиной.

Выпускники должны выполнить задания из разных разделов дисциплины.

При сдаче профильного ЕГЭ делается акцент на разделы, которые потом будут более углубленно изучаться в высших учебных заведениях.

Какой бы уровень не выбрал выпускник, ему придется выполнять задания различной сложности.

Проверка знаний по русскому языку немного отличается от ОГЭ. Работа делится на две части. В первой выполняются тесты (в качестве ответов предоставляются несколько вариантов) и задания, на которые нужно дать короткий ответ. Далее выпускник приступает к сочинению. Так проверяется умение выражать мысли, делать выводы.

Что касается дополнительных предметов, то ограничений относительно их количества не существует. Сдавать можно любые дисциплины, которые могут понадобиться для поступления в ВУЗ. Но выпускники не обязаны проходить проверку знаний по дополнительным дисциплинам. Такое решение принимают те, кто не планирует поступать в университет.

Экзамены, их виды и история[править | править код]

Существуют различные формы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устной и письменной форме. По своим целям экзамены делятся на школьные и государственные. Существуют следующие виды школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебное заведение.

Сложившись ещё в эпоху петровских преобразований, система школьных экзаменов в России претерпела ряд изменений и не один раз реформировалась. Система школьных экзаменов, получившая наибольшее развитие в XIX веке, вызвала в начале XX века резкий протест со стороны ряда педагогов, указывавших на то, что она приучает к механической зубрёжке в ущерб пониманию и активности учащегося, что в ней много зависит от случайности и т. п. «Не для знания, для экзамена учимся» — поговаривали в то время. В связи с этим были попытки несколько изменить систему экзаменационных испытаний, однако грянула Февральская революция 1917 года, а вслед за ней и Октябрьская. Начались социалистические преобразования, которые не обошли стороной и систему народного образования.

После Октябрьской революции 1917 года экзамены были отменены. Однако недостаток систематических знаний у оканчивающих школу заставил восстановить систему периодической проверки знаний учащихся в СССР.

По этому поводу 5 сентября 1931 года было принято специальное постановление ЦК ВКПб «О начальной и средней школе». В 1932 году появилось постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором указывалось на необходимость проведения в конце года проверочных испытаний для всех учащихся. В том же году были введены обязательные приёмные испытания по главным общеобразовательным предметам для поступающих в высшие учебные заведения.

До 1956—57 учебного года экзаменационная система общеобразовательной школы строилась на сочетании переводных экзаменов, где проверялись знания учащихся за данный учебный год, с выпускными экзаменами, где проверялись знания за ряд лет или за весь курс обучения. В целях разгрузки учащихся с 1956—57 учебного года переводные экзамены были отменены, и учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам знаний. Подобные выпускные школьные экзамены с некоторыми изменениями сохранились и до настоящего времени.

Бланк ЕГЭ для ответов на блоки A и B экзамена

Распад СССР и последующие за этим реформы внесли изменения в систему образования в Российской Федерации.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введён на территории России в отдельных районах в 2001 году. В 2007 году Государственной Думой был принят Федеральный Закон об использовании ЕГЭ на всей территории России.

Ключевая цель введения ЕГЭ — попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки. Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.

Выпускникам, сдававшим ЕГЭ, по окончании всех экзаменов в общеобразовательных учреждениях выдаётся аттестат о среднем (полном) общем образовании и свидетельство о результатах ЕГЭ. В свидетельстве проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в форме ЕГЭ.

Экзамены могут воспитать в сдающем чувство ответственности, что очень важно в педагогическом отношении. Они требуют большой затраты энергии и сил, причиняют воспитанникам много волнений и беспокойства, но в этом якобы можно видеть прекрасную подготовку к жизни, вовсе не усеянной розами. Однако такого взгляда на экзамены держатся далеко не все в педагогическом мире; особенно не согласны с ним врачи и родители. Первые настаивают на том, что экзамены, безусловно, вредны для здоровья учащихся; установлено, например, что во время экзаменов ученики теряют в весе и т. п.

Родители и некоторые педагоги полагают, что контролировать учителей и учеников надо в продолжение всего учебного года и так рационально поставить этот контроль, чтобы экзамены стали не нужны. Во время экзамена ученик находится в совершенно особенном, ненормальном состоянии, что вместе с краткостью времени не позволяет считать его ответ надежным показателем его знаний[1]. Сам характер обучения, по мнению противников экзаменов, принимает весьма нежелательные формы, превращаясь у иных преподавателей в сплошное натаскивание к экзаменам.

Многие студенты в году небрежно относятся к своим обязанностям, надеясь к экзаменам всё подогнать и восполнить все пробелы; уровень познаний, таким образом, понижается, а отнюдь не повышается, как утверждают защитники экзаменов. Решающее значение экзаменов заставляет учеников прибегать к разным уловкам и обманам (шпаргалки и прочее), лишь бы получить удовлетворительную отметку, и из-за этого экзамены часто имеют скорее деморализующее влияние на учеников, а не подготавливающее к жизни.

Впрочем, использование шпаргалки или телефона является поводом для удаления учащегося с экзамена без права переэкзаменовки[2]

Экзамены на специальностях начального профессионального образования проходят в форме выполнения квалификационной работы (выпускник должен сделать какую-то работу). Экзамены на специальностях среднего профессионального образования проходят в форме теоретического экзамена (выпускник устно отвечает на вопросы комиссии). С 2017 года в России вводится итоговый демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills[3]

Переэкзаменовка[править | править код]

Слово «переэкзаменовка» является жаргонным школьным и студенческим выражением, подразумевает повторную сдачу (пересдачу) экзамена, повторный экзамен[4]. В СССР, оценка за экзамен начислялась как оценка за весь предмет, если же студент не успешно сдал экзамен, у него был шанс его пересдать. Вторая оценка заменяла первую, которая не производилась[прояснить] на аттестате.

переэкзаменовка в Викисловаре

В культуре:

  • Тема переэкзаменовки и сдачи «хвостов» часто встречается в художественной и публицистической литературе:

Конечно, — говорю я, — вы не станете учёнее оттого, что будете у меня экзаменоваться ещё пятнадцать раз, но это воспитает в вас характер. И на том спасибо.

  • Переэкзаменовка (картина)
  • Хвостовка (студенческий фольклор)[источник не указан 459 дней]

См. также[править | править код]

  • Выпускной экзамен
  • Шпаргалка
  • Стипендия
  • Зачётная книжка
  • Коллоквиум
  • Тестирование
  • Кэцзюй — государственные экзамены в императорском Китае
  • Охотминимум — государственный экзамен на право вступления в общество охотников и рыболовов

Источники[править | править код]

  • Зоргенфрей Г. Г.,. Экзамен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Кому труднее?..

— Что такое сессия с точки зрения преподавателя? Бедствие или праздник?

— Надо начать с того, что я терпеть не могу сессии. Потому что в это время я стабильно задаю сама себе два вопроса. Первый из них звучит: «Я же это говорила?», а второй — «Я это говорила?» На самом деле, я просто не люблю спрашивать так, чтобы от результата ответа что-то зависело — например, оценка, стипендия и общая картина успеваемости. Мне гораздо проще, когда разговор ведется в непринужденном ритме семинара, чем в стрессовом и для той и для другой стороны режиме экзаменационной сессии.

— Вопрос в лоб: кому труднее на сессии — студенту или преподавателю?

— Когда я была студенткой, мне казалось, что труднее студенту. А теперь мне кажется, что труднее преподавателю. Поскольку студенткой я была шесть лет, а преподавателем уже одиннадцатый год, мне всё больше кажется, что труднее преподавателю.

— Сдавать недолго, долго нужно готовиться. Приходится ли преподавателю готовиться к экзаменам?

— Когда я начинала принимать экзамены, еще в позднеаспирантском возрасте, мне приходилось готовиться. Принимали мы обычно с лектором вдвоем, иногда слушали оба одного студента, иногда рассаживались по разным концам аудитории и слушали двоих параллельно. Тогда мне приходилось просматривать билеты. Не так, конечно, как когда я сама готовилась отвечать, а чтобы иметь возможность задать логичные дополнительные вопросы, построить для себя «план прослушивания потенциального ответа».

Помню, когда мы принимали древнерусскую литературу с Владимиром Владимировичем Кусковым, автором учебника (это был, наверное, последний год, когда он читал лекции, и первый год, когда я принимала экзамены), я очень боялась, что, задав какой-нибудь дополнительный вопрос и не услышав правильного ответа от студента, он повернется ко мне и скажет: «Ну, Анна Валерьевна, объясните коллеге, что я имел в виду». Владимир Владимирович был, конечно, опытным человеком и преподавателем, он таких вещей себе не позволял и, как я теперь понимаю, никогда бы не позволил. Но я помню, что мне эта мысль добавляла адреналина.

Сейчас все-таки готовиться к экзаменам уже не нужно. Всё уже многажды проговорено и в лекционных курсах, и на семинарах, и на кафедральных обсуждениях. Так что готовлюсь теперь только к занятиям.

Оценки от двух до пяти

— Когда Вы ставите оценку, Вы помните, что тройка — это семестр без стипендии и т.п.?

— Держать это в голове, к сожалению, приходится. Я уже давно говорю о том, что надо платить стипендию всем, в том числе и троечникам, чтобы преподаватели не оказывались заложниками ситуации, не чувствовали себя монстрами, обрекающими студентов почти что на голодную смерть. Всем понятно, что жить на стипендию нельзя, но понятно, что без стипендии жить труднее.

В последнее время мы стоим перед фактом, что студенты хотят получать почти исключительно пятерки, о чем заявляют преподавателю довольно недвусмысленно и откровенно — кто в начале, кто в середине, кто ближе к концу ответа. Честно говоря, я сама не люблю ставить плохие оценки, а тройка, хотя оценка положительная — оценка для меня плохая. С другой стороны, если это на самом деле «три» — то это будет «три» несмотря ни на что. А если очень хочется в аспирантуру, придет на пятом курсе и пересдаст. Однако чтобы поставленная мною тройка оказалась единственной — один случай был, кажется, за десять лет.

 

— Сейчас, Вы сказали, все хотят получать только пятерки. Десять лет назад были скромнее?

— С присущей моему возрасту критичностью мне положено ворчать, что мы-то были, конечно, гораздо скромнее. Я и правда не могу вспомнить, чтобы у нас в группе вымогательство оценок было системой. Сейчас в некоторых группах это действительно становится обыденностью. То есть народ начинает плакать, спрашивать: «А почему ей пять, а мне четыре?» Начинают говорить вещи, которые я совсем не люблю, типа: «Она списала, а ей пять, а я не списывала, а мне четыре». Разговор переводится в какую-то малоприятную тональность, которой я всегда стараюсь избежать.

Естественно, мне свойственно иметь иллюзии, что в наши времена этого не то чтобы совсем не было, но хотя бы было не столько и не так заметно. По крайней мере, кажется, не секрет, что за последние десять лет количество красных дипломов растет. Показатель ли это более высокого интеллектуального уровня нынешнего поколения студентов — не знаю, не берусь сказать, но преподаватели жалуются. Конечно, не в каждой группе это норма, но случаи такие довольно часты. Пожалуй, и это добавляет к моей нелюбви к сессии красок и оттенков.

— Что нужно учудить, чтобы пойти у Вас на пересдачу?

— Во-первых, нужно сказать что-нибудь вроде того, что Иван Грозный вместе с Владимиром Святым крестили Русь в XVI веке. То есть продемонстрировать, что ты в принципе не понимаешь, о чем идет речь, не знаешь, откуда списывать, даже когда есть возможность списать. Либо нужно поразить меня какой-нибудь вопиющей наглостью вроде «Я вообще не знаю, зачем мне это надо, и в гробу я видел Ваш предмет». Такого я тоже не люблю. Есть еще один способ, хотя, наверное, непедагогично об этом говорить... Если человек очень хочет пятерку, а отвечает на четыре с минусом, тогда по его просьбе я могу поставить неудовлетворительную оценку и принять пересдачу.

«Автомат» — мечта студента

— Ставите ли Вы оценки «автоматом»?

— «Автоматов» я не ставлю. Почему? Из вредности, наверное. С одной стороны, я не зверствую на экзамене. С другой стороны, я считаю, что именно за три дня перед экзаменом человек по большей части и формирует для себя окончательно цельную картину, систему и логику предмета, которые в результате и должны сохраниться в памяти. Он забудет какие-то факты, мелочи и детали, что в какой главе байроновского «Дон-Жуана», но система у него останется в голове. И мне кажется, что если остановиться на уровне прослушанных лекций, проработанных семинаров, но без этой последней подготовки, то это будет удар по формированию системы. Поэтому я думаю, что если человек хорошо работал, для него, как правило, во благо поработать и еще немножко и без проблем сдать экзамен. По крайней мере, на меня пока не обижались, что я не ставлю «автоматы» и мучаю всех на экзамене.

 
 Анна Архангельская с выпускницами. Фото: Sinergia-lib.ru

— Многие преподаватели называют «автоматом» оценку, которая ставится уже в день экзамена, после трехдневной финальной подготовки, а иногда и после вытягивания билета, но без прослушивания ответа.

— Мне кажется, что в такой ситуации хорошему студенту это может быть даже обидно. По крайней мере, я знаю хороших студентов, которые на это обижались. Как всегда в моих поступках, в моем решении не ставить «автоматы» больше ощущений, чем логики. Может быть, со временем это изменится. Но сейчас я считаю, что экзамен должен быть сдан. Зачеты, может быть, я бы и ставила по результатам работы в семестре, но пока мне приходилось принимать зачеты только по лекционным курсам, а ставить автоматы за посещаемость — совершенно нелепая вещь.

Какие будут изменения в выпускных экзаменах в этом году?

Министерство образования региона на последнем краевом родительском собрании дало пояснение, что же такое государственный выпускной экзамен и как он облегчит жизнь выпускника. 

В этом году выпускники могут сдавать государственный выпускной экзамен и параллельно они могут сдать единый государственный экзамен. Принципиальная разница заключается в том, что результаты ЕГЭ приравниваются к вступительным экзаменам при поступлении в ВУЗ, а результаты ГВЭ дают право выпускнику получить аттестат. Все экзамены проводятся в письменной форме. Выпускникам, которые собираются поступать в вузы и будут сдавать для этого ЕГЭ, чтобы получить аттестат, достаточно сдать на удовлетворительный результат ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

Это что касается нововведения, а теперь предлагаем перейти к самому интересному, как подготовить себя, а главное создать в доме ту атмосферу, которая поможет ребенку продуктивно готовиться к экзаменам. За комментариями мы обратились к психологу высшей категории Сивовой Анне Сергеевне.

Сначала успокаиваем себя, потом ребенка!

Здесь, главное, помнить, что именно взрослый – ведущий. Если родитель в панике, сколько бы он не уговаривал ребёнка успокоиться – не получится. Есть простое упражнение, которое помогает не сверхценно, а более адекватно воспринимать экзамены ребёнка, называется «А что потом?»

Представьте, самое страшное, что могло случиться на экзамене. Что это может быть? А затем последовательно и подробно отвечайте на следующие вопросы, лучше письменно. Сначала ответьте, какие события будут происходить в этот день, когда случится самое страшное и печальное на экзамене, кто и что будет делать, какие поступки/дела совершать. Какие последствия этого события будут именно в первый день? Кто и что будет говорить? Кто и что будет чувствовать? Как будете чувствовать именно вы? Оцените насколько по 10-бальной шкале сильны и важны пункты, которые вы описываете.

А теперь попробуйте мысленно отдалиться от печального дня на 1 неделю. Задайте те же самые вопросы себе и письменно опишите, разговоры, дела, поступки, эмоции и чувства всех участников ситуации. Оцените, насколько теперь будут по 10-бальной шкале важны события прошлой недели.

Следующим шагом проделайте и опишите также события через 1 месяц, 1 год и 10 лет. Хорошенько представьте себя там, в будущем, когда события не получившегося экзамена уже даже не вспоминаются и совершенно не значимы. Подумайте, где и кем работает ребёнок, чем занимается, есть ли уже у вас внуки и другие. Чем подробнее, тем лучше.

Поверьте, по прошествии многих лет экзамен, конечно, помнится, но уже вряд ли на что-то влияет. Вспомните свой экзамен. Да, было страшновато, но те события уже помнятся больше со смехом и иронией.

Это упражнение можно использовать и для самих учеников.

Приёмы саморегуляции: shake your body

Подойдут любые приёмы саморегуляции.

Первое, чему необходимо научиться и ребёнку, и тревожащимся родителям – правильному дыханию. Оно должно быть брюшное, центр тяжести тела при этом в области таза, спина прямая, плечи расслабленные, опущенные.

Поскольку очень сложно успокоить поток мыслей и отрегулировать чувства напрямую, лучше использовать элементы телесно ориентированной психотерапии. Один из них – чередование напряжения и расслабления.

Выполнить можно так: напрягайте 3 циклов дыхания (вдох-выдох=1 цикл) разные части тела по очереди. Например, правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, туловище, область шеи и ключиц, лицо. Затем напрягайте и расслабляйте только одну сторону: правая сторона, левая сторона, верхняя часть тела, нижняя часть тела. Можно брать и маленькие участки: один палец, ладонь, стопа и тп. После этого попробуйте напрячь и расслабить тело целиком.

Есть также быстрые простые приёмы:

  • Сесть на пол, обхватить плотно руками прижатые к груди колени, медленно и глубоко дыша, проговорить: «Я держу себя в руках прямо сейчас». Или другие фразы, которые обычно вас успокаивают.
  • Крепко сжимать и разжимать кисти рук, встряхивать кисти
  • Выполнить «Танец-тряску» - потрястись любым способом, можно всем телом, как-будто это восточный танец, а можно отдельно руками, ногами по очереди. Имитировать «отряхивание» от чего-то.

Быть на одной волне: как говорить с ребенком на одном языке?

Подросток устроен так, что всякое подавление, нравоучения, ограничение воспринимается как крайне болезненное нарушение прав и личных границ. Каждое ваше слово оценивается на предмет угрозы достоинству, поэтому взвешивайте то, что говорите. Какими бы правильными и логичными не были фразы, если они произнесены «диктаторским» тоном, услышаны и приняты к действию они, скорее всего, не будут. Помните о цели общении, ведь она не в том, чтобы показать, как «невероятно крут» родитель, а в том чтобы был результат. Спросите себя, какую ваш ребёнок хотел бы услышать просьбу, какую стал бы охотнее выполнять? Попробуйте записать, прочитать сначала себе. Посмотрите, как общаются подростки, хотя бы шутки ради, попробуйте говорить так же. Вы удивитесь отклику со стороны своего чада. Говорите полутоном, не повышая голос, даже если ругаете. Используйте следующую формулу предложений: «Я…» – ваше чувство - описание ситуации – предложение выхода из ситуации. Как можно больше «я» и как можно меньше «ты». Например, «Я так переживаю, когда вижу, что мало времени на подготовку, давай попробуем составить график вместе, чтобы всё успеть. Тебе нужна в этом моя помощь?» Следите за дыханием и интонацией, смотрите в глаза, при обращении прикасайтесь (можно, например, взять за руку). Также хорошо работает мотивирующая формула «2:1:1» - две похвалы, одна просьба что-то делать и снова закрепляющая похвала. С помощью этой формулы, сказанной в правильной доброй интонации, можно договориться, о чем угодно, главное, научиться, запланировать, даже записать несколько фраз, а затем их уже использовать.

Создаем комфорт дома

Возьмите часть домашних обязанностей ребёнка на себя. Следите за распорядком дня, чтоб подросток высыпался, хорошо питался и соблюдал питьевой режим. Какие-то перемены в питании за месяц до экзамена затевать нет смысла, а вот за 6-12 месяцев будет эффективным ресурсом. В экзаменационный период нужно увеличить количество белковой пищи и витаминов группы B. Нельзя пропускать приёмы пищи, в том числе ужин (пресловутые «не есть после шести»). Ужин, а также перекусы также важны, так как мозг нагружен, организм работает иногда в период сессии на износ. А пропуски пищи для него – дополнительный стресс. Научите носить бутылочку с водой. 

Что ни в коем случае нельзя делать при подготовке к экзаменам? Как провести день и вечер перед экзаменом?

Нельзя: кричать, оскорблять, заставлять силком, сравнивая, приводить в пример не в пользу ребёнка братьев, сестёр, себя, соседских детей, хорошо учащихся одноклассников. Все примеры не должны быть укором, нравоучением. Нельзя устраивать ремонты, переезды, развод, равно как и большие праздники, которые также тратят эмоциональные ресурсы. Нельзя заставлять ходить в неприятной, некомфортной одежде – всегда можно найти компромисс.

Если это помогает успокоиться, можно выполнить приметы и ритуалы, о которых известно. Ночью важно выспаться. Для того, чтобы информация из оперативной памяти переместилась в долгосрочную, нужен сон.

Можно выполнять любые дыхательные, телесно-ориентированные упражнения, использовать аффирмации (позитивные фразы-установки).